Необычайно интересным сочетанием простоты, уюта, функциональности и элегантности в стилистике интерьеров отражается стиль бидермейер. Возникший в начале 19 века в немецком и австрийском искусстве, прежде всего в живописи, он позже нашел свое отражение и в дизайне интерьеров. Более требовательные современники бидермейера называли это стиль мещанским, провинциальным (название придумал немецкий поэт Людвиг Эйхгрот, в дословном переводе он означает "бравый господин Мейер), однако многие принципы этого стиля успешно применялись и в богатых домах, а также используются и современными дизайнерами.
Искусствоведы считают бидермейер сочетанием строгого пафосного ампира с нежным и воздушным романтизмом. С ампиром его роднит массивность и функциональность, лаконизм форм и использование натуральных материалов. С романтизмом – мягкость линий и совершенство пропорций, а также светлый цвет, являющийся отражением чистоты, психологического комфорта и уюта.
Считается, что бидермейер стал ответом на желания буржуазии вырваться из давящих рамок общественных порядков и укрыться в семье, в тесном кругу друзей. Психологический комфорт выходит на первое место, оставляя на заднем плане показную напыщенность и громоздкость. Основной отличительной чертой стиля является идеализм – спокойная жизнь обычного человека, ограниченного своим миром и своими проблемами.
Интерьеры стиля бидермейер, как правило, выполнены в светлых тонах. Идеально удачным считается сочетание белого, серого, серебристого, лилового и всех пастельных оттенков, а также неярких, словно разбавленных, цветов радужного спектра. Этот же принцип отражается и в мебели – наряду с общепризнанным красным деревом появляется отделка и из более светлых пород – клена, ясеня и даже бука.
Главный принцип бидермейрера – функциональность – наиболее ярко выражен в дизайне и стилистике мебели. Прочные и удобные изделия из натуральных материалов (дерева, кожи), лишенные массивного декора и инкрустации, считаются основным отличительным признаком этого стиля. Естественные и плавные линии, изгибы спинок мебели и резные ножки столов стали единственным украшением.
В отличие от строгой мебели, текстиль подбирался с яркими и насыщенными расцветками. Более простые ткани, пришедшие на смену шелку в обивке стульев и диванов, в качестве штор и покрывал, украшался орнаментами и яркими натуралистическими мотивами.
Многие принципы обустройства интерьеров, которыми пользовались наши соотечественники в советские времена, являются отголоском именно стиля бидермейрер. Большое количество мебели расставлено в помещении таким образом, чтобы оставалось как можно меньше свободного пространства. Сама мебель отличалась простотой многофункциональностью, были очень популярны раздвижные и раскладные модели – столы с откидными крышками, стулья-лестницы, шкафы и комоды с большим количеством ящиков и.т.д.
Еще одно нововведение бидермейера, которое особо полюбилось русским людям – наличий в доме "светлой" ("чистой") комнаты, которая не использовалась в ежедневном быте и была предназначена для приема гостей или проведения семейных праздников. Такая комната оформлялась в светлых тонах с минимальным количеством мебели.
Большинство принципов обустройства интерьера, появившихся в эпоху бидермейреа остаются актуальными и сегодня. Их охотно используют современные дизайнеры, особенно создавая обстановку для небольших комнат, предназначенных для многофункционального использования, а также для привнесения элементов классического романтизма в более современную отделку.