Новый, только что построенный или же купленный дом — всегда огромная радость, невзирая на хлопоты, связанные с переселением. Но собственно стены, как бы прекрасны они ни были, не гарантируют уюта и ощущения «родового гнезда», которого априори ждет от своего жилища каждый новосел. Решающая роль в деле формирования индивидуальной обстановки в доме принадлежит интерьерному дизайну.
И с особым трепетом надо подходить к этому вопросу, если, согласно замыслу хозяев, жилище должно быть не просто уютным, но вдобавок еще и роскошным, ведь роскошь многолика, а грань между истинным luxury и безвкусицей крайне тонка…
Интерьеры формируются годами в соответствии с традициями обитателей дома. Создание «своего» интерьера в новом доме, где еще ощущается удивительный запах необитаемого доселе жилища и чистое, цельное пространство, пока не имеет никакой собственной жилой истории, а помнит лишь строительные леса и суету отделочников.
Вряд ли кто-то со стопроцентной уверенностью сможет ответить на такой вопрос. Однако с наличием двух основных путей, ведущих к идеалу, спорить, пожалуй, никто не станет — это «классическая линия» и обращение к гениальным дизайнерам нашего времени, когда дом становится вместилищем для предметов, являющихся образчиками высокого искусства. И у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы, и ни в каком случае, к сожалению, не гарантирован безоговорочный успех...
Как дворцовый формат, так и тот, что тяготеет к искусству, не отменяет необходимости преобразования пространства вокруг особняка. Здесь элементами «сладкой жизни» становятся красивый, хорошо спланированный и ухоженный сад, беседки и скульптуры в нем, наполненная тропическими растениями оранжерея.
С королевским размахом
Первое, что приходит в голову при упоминании слова «роскошь» в контексте размышлений об убранстве жилого пространства, — это интерьеры дворцов и замков аристократии минувших веков. Именно они соответствуют самой простой формуле современных luxury-интерьеров: «богатство + историчность». Шлейф истории тянется за каждым из таких строений, а денег на роскошный интерьер во все времена требовалось невероятно много.
Особенно дорого обходилось возведение загородных резиденций, которые строились как некие комплексы из жилого здания (или нескольких строений) и сада. Причем на обустройство сада, например, во Франции, во времена Людовика XIV, средств уходило немногим меньше, чем на интерьеры. Характерный пример — имение Сен-Манде, излюбленная резиденция Николя Фуке, суперинтенданта короля. Тогда, как и ныне, созданием дорогих интерьеров занимались гениальные дизайнеры, но только в те времена их называли иначе: художники, скульпторы, декораторы… Интерьер особняка в Сен-Манде обязан росписью в гостиных, прихожих, кабинетах, спальнях и библиотеках Шарлю Лебрену; работами по дереву занимался Жан Ленотр, лепниной — Пьеро Сасси, скульптурой — Мишель Ангие и Пьер Саразен. Дом украшали картины знаменитых современников Фуке. При доме находились конюшни и зверинец с дикими животными. Немецкий садовник Жак Бессеман занимался садами, простиравшимися на много гектаров вокруг. Среди фонтанов росли тисы и ели, а весной распускались тюльпаны и анемоны — уникальная коллекция. Только за один 1661 год расходы на благоустройство дома в Сен-Манде составили 11 тыс. ливров, а на содержание — 6–7 тыс. ливров.
Сегодня дворцовый стиль интерьера — это прежде всего богатство и королевская утонченность в каждой детали, начиная от дверных ручек и заканчивая декоративной лепкой потолочных карнизов, а также величие форм и изысканность выбранных цветов и материалов.
Здесь можно применять традиционные и довольно дорогие отделочные материалы: для отделки пола: натуральный камень (гранит, мрамор и др.), редкие породы дерева, художественный паркет. Обрамлением для каминов обычно служат мрамор или оникс. В современной интерпретации все эти материалы могут быть дополнены, например, кристаллами Сваровски или поданы в сочетании с элитной золотой мозаикой. Приметами стиля становится изысканная мебель, роскошные гобелены, картины в массивных рамах, скульптурные изображения в нишах.
Заключительным штрихом может стать искусное освещение, при котором распределение потоков света из огромных окон возложено на расположенные напротив друг друга зеркала. В классическом дворцовом стиле часто используют буазери (деревянные панели), декорирование тканью, арабески, цветы, зеркала, легкие гирлянды, балдахины и
т. д. Цветовая гамма таких интерьеров может быть разной, но комнаты всегда чем-то напоминают изящные шкатулки…
Люди, приверженные классике, обычно уверены в своих силах и сами, в общем-то, способны продумать свой интерьер. Однако чаще всего они все же прибегают к помощи специалистов, желательно с мировым именем. Такие есть сегодня не только и не столько на Западе, где долгие годы балом правил минимализм, сколько в России.
Один из лучших специалистов по классическим интерьерам — Марат Ка, известный всему миру декоратор (много лет он жил в США, у него немало поклонников в Европе), которого еще иногда называют «специалистом по поверхностям». Сам он говорит об этой своей «специализации» так: «Я работаю с последним слоем, то есть с тем, что видят наши глаза, именно он вызывает ассоциативный ряд, от него зависит, приятно в помещении или нет». Марат Ка живет в Подмосковье в старой усадьбе XIX века, и, к слову сказать, для отделки интерьеров своего дома приглашал декораторов со стороны, справедливо полагая, что (цитата) «повар не может готовить сам для себя».
Те, кто по каким-либо соображениям не готов пригласить специалиста с мировым именем, должны настраиваться на кропотливый труд с другими, менее именитыми дизайнерами — отбор отделочных материалов, вопросы колористики будущего жилого пространства, выбор мебели, ковров, гобеленов, тканей и аксессуаров для действительно роскошного дома займут массу времени и сил… Главное — за неизбежной и трудной работой над дизайном не забыть о концептуальности пространства, его изначальной «праздничности» и «светскости». Дворцовый интерьер — это прежде всего интерьер публичный, ведь известно, что порой гостей принимали даже в спальне, не говоря уже о гостиной, столовой, библиотеке или рабочем кабинете. Роскошь дворца немного театральна, и эта театральность во многом определяет характер всей обстановки.
Роскошь «от ума»
Роскошный интерьер — это не только дорогие вещи классического стиля в помещении, где использованы эксклюзивные отделочные материалы. Роскошь может быть иной — интеллектуальной и вдохновенной, когда каждая вещь в интерьере говорит о понимании законов гармонии и о познаниях владельцев дома в области интерьерного искусства. Такая роскошь всегда начинается с архитектуры. С незапамятных времен проект здания сам по себе имел колоссальное значение, но, говоря о современном формате luxury в отношении загородного дома, архитектурному облику жилища придается совсем иной смысл. За образец для подражания, безусловно, следует брать шедевры мировой архитектуры — такие как работы Фрэнка Ллойда Райта, в частности его знаменитый «Дом над водопадом», построенный в 1935–1939 годах для И. Дж. Кауфмана. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использована Райтом в качестве детали оформления интерьера; и такая гармоничная оригинальность интерьера тоже есть не что иное, как характерная черта роскошной жизни.
Вторым рычагом создания атмосферы интеллектуального интерьера становится мебель. К сегодняшнему дню накоплено колоссальное количество истинных шедевров в мире предметного дизайна, в том числе в мире мебели.
Именно мебель, оригинальная, с собственным творческим характером, спроектированная гением дизайна, способна насытить современный интерьер высоким художественным смыслом. Это могут быть как оригинальные предметы, созданные столетие назад, так и римейки «икон» дизайна XX века.
Кроме утилитарных — функциональности, прочности, долговечности — и эстетических качеств, у такой мебели есть и инвестиционные свойства. Известны примеры вложения денег в приобретение высококлассной «исторической» мебели, как в такой же инвестиционный объект, как золото, недвижимость, ценные бумаги. «Дорого и со вкусом» — девиз обстановки, где основными действующими «лицами» становятся модели, спроектированные в начале XX века архитекторами и дизайнерами Чарльзом Ренни Макинтошем, Герритом Ритвельдом, Ле Корбузье, Шарлотт Перрьян, Фрэнком Ллойдом Райтом и Эриком Гуннаром Асплундом. Классики мебельного дизайна XX века — это Йозеф Хоффман, Фридрих Кислер, первая леди дизайна XX века Эйлин Грей, работавшая в 1920-х годах, и, конечно же, такие известнейшие архитекторы и дизайнеры, как Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт, Алвар Аалто.
Сегодня время от времени известнейшие мебельные фабрики Европы и Америки выпускают римейки шедевров, иногда приурочивая партию такого эксклюзивного товара к юбилею. Так, в 2007 году в честь американца Чарльза Имза компания VITRA выпустила новую версию одного из самых знаковых объектов в истории мебели и классики дизайна XX века — кресла Lounge Chair и сопутствующего ему оттомана. Эти исключительные произведения мебельного искусства были спроектированы Чарльзом и его супругой Рэй в середине 1950-х годов. Классическая версия Lounge Chair с обивкой и подушками из черной кожи, корпусом из темного шпона бразильского дерева джакаранда и черного крашеного алюминия стала поистине иконой в истории дизайна.
Исходя из этого свойства мебели, можно говорить о том, что атмосфера роскоши может быть создана за счет предметов мебели и интерьерных аксессуаров «с именем». Такая обстановка будет свидетельствовать не только о средствах, вложенных в интерьер, но и о характере хозяев, их интеллектуальных интересах.
Выйдя за рамки сугубо денежного формата, роскошь становится более утонченной, интерьер из «богатого» превращается в умный и изящный. Справедливости ради следует заметить, что вряд ли он будет дешевле, чем классическая дворцовая роскошь, однако нет сомнений в том, что на порядок интереснее.
Автор: Наталья Иванова