Декор интерьера и идеи для дома

Воплощенные сны

31.05.2011

Воплощенные сныЕсли вдуматься, профессия архитектора объединяет в себе два противоречивых начала. С одной стороны, инженер, с другой — художник. Каким образом уживаются они в одном человеке, остается лишь гадать. Тем не менее не поспоришь: сочетание здравой аналитики и четкого расчета с богатой фантазией и спонтанным видением мира как раз и приводит к самым интересным и ярким результатам.

Елена Григорьева оказалась одной из тех счастливых, кто от природы наделен не только неординарными творческими способностями, но и трудолюбием, позволившим освоить то остальное, что необходимо архитектору. Поэтому уже многие годы красивая картинка интерьера возникает в ее воображении примерно в то же время, когда и ясное видение способов и возможностей ее воплощения. Оттого-то проекты Елены могут быть более или менее «навороченными» — в зависимости от финансовых возможностей заказчика, — но при этом всегда остаются простыми и удобными. Ибо, как гласит один из неписанных законов интерьерного жанра, грош цена эстетике, если она лишена функциональности.

Надо сказать, путь к интерьеру, равно как и к частному малоэтажному строительству, занял у Елены не год и не два. Обучение на факультете со строгим названием «Жилищно-общественные здания» в московском архитектурном, означавшее, по сути, подготовку архитектора общей практики, стало отправной точкой в поиске себя. Сегодня она с трудом вспоминает, над чем именно доводилось работать в одной из московских проектных организаций. Производственные здания военного назначения, что-то, как говорят, связанное с «оборонкой». Уже в Ленинграде, в одном из проектных институтов, круг ее интересов «сузился» до вполне мирных предприятий легкой промышленности.

Свою роль сыграл все тот же пресловутый случай, когда г-же Григорьевой довелось стать прорабом в собственной квартире. По ходу ремонта и произошло близкое знакомство с материалами, представленными на рынке: сантехнические тонкости, нюансы электрики, богатое разнообразие отделочных покрытий довольно быстро вытеснили из лексикона архитектора недавние «двутавры» и «швеллера». И только грянувшая вскоре перестройка и сумбур помешали молодому специалисту окончательно отойти от решения проблем большой архитектуры в незаметный тогда частный сектор.

Оказавшись в конце 1990-х на мебельном производстве, Григорьева заметно выделилась из общей массы дизайнеров, что позволило ей к кризису 1998 года не утонуть, а, напротив, организовать собственное, пусть и небольшое предприятие по изготовлению мебели. Производство кухонных гарнитуров, шкафов-купе, заполнение не­удобных мест в жилом пространстве — все это научило ее решать нестандартные интерьерные проблемы. Ценный опыт наложился на природную добросовестность и скрупулезность в работе и дал результат: заказы стали поступать не только на изготовление мебели, но и на ремонт и перепланировку квартир. Сарафанное радио без труда сделало свое дело, и уже через пару лет Елена без сожаления закончила мебельную эпопею и полностью переключилась на строительство и решение интерьерных вопросов.

Ее проекты красноречивее всяких слов говорят о высокой профессиональной подготовке, большом стаже работы в архитектуре и постоянном желании обучаться и делать что-то новое. В начале же не обошлось без сомнений. На каком уровне работают сегодняшние дизайнеры, на что могут претендовать ее проекты? Так сложилось, что одна из первых работ — дизайн-проект квартиры — была опубликована в специализированном интерьерном журнале. И оказалось, что профессиональный уровень архитектора Григорьевой достоин самой высокой оценки. С появлением уверенности в своих силах посыпались и заказы.

Все три «А»

Еще в детстве, научившись читать, Лена не только жила в окружении любимых героев, но и постоянно иллюстрировала свой книжный мир. Несмотря на любовь к рисованию, до окончательного выбора профессии было очень и очень далеко. Одновременно хотелось стать археологом, астрономом и архитектором. Вероятно, «всеобъемлемость» каждого из трех направлений деятельности в юном сознании обладала своим особым историко-философским смыслом. Собираясь поступать в ЛИСИ, старшеклассница успешно сдала экзамены на заочные подготовительные курсы прославленного ленинградского вуза. Однако жизнь, как это часто бывает, внесла коррективы: главный архитектор Архангельска, родного города Елены, организовал встречу с будущими абитуриентами, собиравшимися поступать в архитектурные институты страны, и по результатам собеседования и творческого конкурса отобрал троих талантливых ребят. Лена оказалась одной из избранных и уже в следующем году с легкостью поступила в Московский архитектурный институт. Девушке довелось застать старую преподавательскую гвардию, составлявшую славу архитектурной школы страны. Она шутит, что если бы не ежедневный огромный объем работы, то вполне могла бы начать преподавать, потому что видит ошибки проектов и знает, как их исправить. Ведь что греха таить: сегодняшние квартиры сплошь и рядом нуждаются в перепланировке.

Елена Григорьева: «За все годы работы мне не довелось встретить ни одного заказчика, который был бы доволен тем, что сдали строители. Несмотря на то что нынешние СНиПы давно пересмотрены под новые потребности и запросы, фактически любой проект начинается с перепланировки — вопрос в масштабах. Сегодня заказ только на отделочные работы — редкость в практике архитектора. Считаю, что любой дизайн-проект должен рождаться не из привлечения дорогостоящих отделочных материалов, а в первую очередь из желания и умения профессионала создать пропорциональное и продуманное пространство, которое будет отвечать требованиям современного человека.

Если говорить о загородных домах, работа с ними хороша по многим причинам. И в том числе потому, что с ними меньше согласований. Можно забыть о сложностях общения со многими инстанциями и предложить заказчику оптимальное решение жилища, исходя лишь из конструктивных особенностей дома».

Работа над ошибками

Без всякого лукавства самым интересным в своем деле Елена считает работу с заказчиком. Многие, как правило, не знают, чего хотят. Видимо, после просмотра передач о ремонте у среднего потребителя сложилось представление о красоте в виде ниш, арок и тому подобных элементов, которые непременно должны присутствовать в интерьере. А ведь самое главное — это простота и удобство. У архитектора Григорьевой подход к созданию проекта такой: несмотря на разное финансовое положение, создать каждому заказчику необходимый набор удобств.

«Видно, такая уж моя планида, — смеется Елена, — исправлять чужие ошибки». Ей и впрямь часто приходилось оказываться в ситуации, когда приходится не строить заново, а переделывать. Бывало, что она становилась и третьим по счету архитектором на объекте.

Взять, к примеру, ее проект коттеджа в Красном Селе. Архитектор-предшественник был явно зациклен на арках. Елена насчитала их чуть ли не десять в относительно небольшом по площади доме. Перепланировка заключалась в том, что она убрала лишние перегородки, а несущую конструкцию обыграла, выстроив дымоход. Таким образом, пространство первого этажа превратилось в просторный холл-гостиную с камином, объединенный с кухней-столовой, в которой появилась роскошная стилизованная русская печь. Основная проблема, по мнению Елены, в том, что заказчик не читает рабочие чертежи, поэтому истинная картина предстает перед ним, когда стройка уже идет полным ходом.

Самое важное в работе архитектора — это выслушать, понять заказчика, увидеть его жизнь в перспективе (ведь дом-то строится на много лет) и предложить оптимальное решение. Елена рассказывает, что чаще всего строит интерьер как бы для себя, чтобы он нравился ей самой. Так было с домом в Царском Селе. В коттедже, построенном еще в начале 1990-х, ширина всех комнат не превышала 3 м. Поэтому, несмотря на наличие трех этажей и множества помещений, ощущение пространства — столь ценный атрибут загородного образа жизни — напрочь отсутствовало: ни одной нормальной лестницы, малюсенькие туалеты, крошечные комнатушки. Елена исходила из того, что в семье несколько автомобилей, снегоход, катер, поэтому требовался просторный гараж, который автор пристроила к дому. В образовавшемся над ним пространстве появилось место для дополнительных жилых помещений. По сути, был выстроен еще один дом, и задача состояла в том, чтобы слить старый и новый воедино и новодел не выглядел пристройкой.

С примером вопиющего непрофессионализма Елена столкнулась в Лисьем Носу. Коттедж тоже возводили в 1990-х. По проекту на второй этаж вела винтовая лестница, однако, когда строительство закончили, стало понятно, что не то что крупную мебель, а даже обыкновенный стул на второй этаж не занести. Так и остался верхний уровень необитаемым. Архитектор Григорьева учла пожелания заказчика, который не хотел отдавать под переделку лестницы квадратные метры жилья, и, изучив местоположение, конструкции и возможности дома, а также привычки семьи, спроектировала еще один дополнительный объем — в виде башни, где и установили новую удобную лестницу. Таким образом, первый и второй этажи были объединены, к тому же появилось еще одно мансардное помещение, которое стало излюбленным местом отдыха семьи: дом, стоящий на берегу залива, обрел помещения с панорамными видами на воду и занял достойное место в шикарной застройке Лисьего Носа.

Корбюзье говорил: чем более стесненные условия для архитекторской фантазии, тем интереснее оказываются находки и решения.

Еще пример из практики. Некая фирма построила дачи для своих сотрудников, разумеется одинаковые, небольшой площади. Через определенное время пошла цепная реакция: глядя друг на друга, соседи принялись наращивать свои квадратные метры — что-то пристраивать, что-то надстраивать. И только владельцы одного дома пригласили архитектора, поскольку сделать «как у соседа» не получалось: электрические провода от столба проходили прямо над будущей кровлей. Григорьева опытным глазом оценила обстановку и решила техническую проблему, переделав двускатную кровлю в горизонтальную крышу. Работать пришлось в жестких условиях в прямом и переносном смысле: готовый фундамент и ограниченная смета. Однако в итоге дом получился самым красивым в поселке.

Елена рассказывает, что ей часто приходится заниматься расширением пространства загородных домов, решением сантехнических и иных проблем. Ведь чтобы было красиво и удобно, хотят не только олигархи, но и простые смертные. И она хорошо изучила, в частности, скандинавские дома. Почему бы не взять за основу хорошие примеры финского исполнения?!

Воплощенные сныРучное творчество

Архитектор Елена Григорьева обожает свою работу. Многие на вопрос, какой из своих проектов они считают самым лучшим, отвечают, что тот, который еще не построен. Для нее самый лучший — последний, который только-только завершен. Потому что каждая следующая работа должна быть лучше предыдущей. Елена признается, что, засыпая, она с удовольствием «бродит» по комнатам, лестницам и переходам будущего дома. Это развивает не только фантазию, необходимую любому нормальному человеку, но и пространственное воображение — незаменимое для архитектора.

Архитектор Григорьева предпочитает чертить рукой. Сетует, что при переходе лет двадцать назад к компьютерному черчению работа архитектора утратила определенную живость, прелесть, в ней появилась механистичность. Елена любит творить, как это делали раньше: рисует диваны, на которых лежат подушки, на ее пианино видны клавиши, а в углу разбросаны детские кубики. Чертеж — это не только визуализация и создание 3D-композиции. По сути, чертежи не так нужны клиенту, как строителю, конечно, если сделаны они грамотно, точно, с мельчайшей деталировкой. Рука и голова архитектора работают в связке, поэтому ошибиться в чертеже вручную гораздо труднее, чем нажать не на ту клавишу компьютера. К чертежу у нее отношение трепетное, чертеж — под стать рисунку. Елена сожалеет, что сегодня искусство черчения уходит в прошлое и студентам уже со второго курса разрешают делать чертежи в компьютере…

Вот так, из-под руки после обсуждения с заказчиком и при помощи ночных фантазий и, конечно, опыта рождаются ее интерьеры. Те, для кого она строила, всегда становятся ее друзьями. А ведь архитектору интересно еще раз побывать в созданном им доме, быть может, учесть какие-то минусы и, уж конечно, с удовольствием услышать добрые слова. Не говоря уже о собственной профессиональной гордости, которая поднимается всякий раз, когда заказчик благодарит за подсказанное верное решение, позволившее избежать многих проблем.

Автор: Яна Россо




Сохранить в: