Поверхности стен занимают самую большую площадь в помещении и сразу притягивают взгляд. Поэтому их отделка играет решающую роль при создании интерьера. Современные коллекции обоев охватывают все стилевые направления и предлагают практически безграничный набор декоров, текстур, фактур и колористических сочетаний.
Сориентироваться в этом безбрежном океане совсем не просто, а потеряться — очень легко, поэтому специалисты не рекомендуют отправляться в магазины наобум — в надежде на случайную встречу с "обоями своей мечты". Мимолетное очарование вроде бы приглянувшегося образца может быстро рассеяться, и покупка окажется неудачной. Еще до походов в магазины стоит продумать будущий интерьер и составить достаточно четкое представление о том, какие именно обои вам нужны и какие задачи они будут решать.
В декоре обоев можно выделить три аспекта: это фактура, цвет и рисунок. Бесконечные варианты рисунков дизайнеры сводят к пяти основным группам: это "цветы", полосы, крупные пятна, пятнистые фоны и, наконец, гладкие фоны или обои без рисунка.
"Цветы"
"Цветами" профессионалы называют любые узнаваемые фигуры и предметы. Для общего архитектурного восприятия не имеет значения, что именно изображено на обоях — собственно цветы, эйфелевы башни, галантные пастушки или египетские пирамиды. Важно, что эти "цветы" могут быть крупными или мелкими, частыми или редкими, а также контрастными или расплывчатыми.
Правило первое: Частые и крупные "цветы" зрительно уменьшают пространство, сгущают его, в то время как редкие и мелкие — разряжают и расширяют.
Кроме того, мелкий "цветочный" рисунок может выступать в качестве ненавязчивого, нейтрального фона и с успехом использоваться в рамках различных стилей, тогда как крупные формы сразу же расставляют акценты и становятся стилевой доминантой, выполняя роль камертона в общем дизайнерском решении. Приблизительно то же самое можно сказать и о степени контрастности рисунка. Чем более четко, весомо, зримо прописаны "цветы", тем заметнее их участие в общей стилистике интерьера — такой рисунок сразу же привлечет к себе внимание. И напротив, неброские, расплывчатые изображения будут смотреться куда более нейтрально.
Полоски
Помимо "цветастых" обоев широкое распространение получили обои в полоску, поскольку они удачно сочетаются с предметами практически любого стиля, за исключением направлений, которым чужды прямые линии: скажем, барокко или арт-деко.
Правило второе: Вертикальные полосы зрительно увеличивают высоту потолка, но при этом уменьшают общий объем комнаты.
Причем, чем шире полосы, тем меньше эффект сжатия пространства. Поэтому в тесных помещениях с низкими потолками желательно использовать обои в крупную полоску. Еще лучше, если границы полос будут расплывчатыми или хотя бы не очень контрастными. Такие полосы "приподнимут" потолок и никак не скажутся на восприятии размеров комнаты. А вот цветовые комбинации чередующихся полос одинаково участвуют как в "подъеме" потолка, так и в "приближении стен друг к другу". Если цвета соседних полос не сильно разнятся между собой, то эффект вертикального расширения и горизонтального сжатия будет слабым. Это тот случай, когда можно сказать, что полос почти нет, они не заметны.
Крупные пятна
Еще одним вариантом обойных рисунков являются крупные пятна, например, рисунки, имитирующие шкуры животных. Эти контрастные и отчетливые изображения сразу бросаются в глаза и интерпретируются довольно однозначно. Поэтому оклеивать всю комнату обоями со столь "агрессивным" рисунком нежелательно — как правило, подобные декоры успешно используются для зонирования помещения, т.е. удобны для выделения какой-либо определенной его части. Ими можно оклеить одну стену или даже отдельный сектор стены. Пятна на обоях могут иметь орнаментальный, упорядоченный или, напротив, хаотичный или псевдохаотичный вид. Крупные пятна — равно как и крупные "цветы" — зрительно сужают пространство — тем сильнее, чем более четко они прописаны.
Правило третье: Расплывчатые крупные пятна обладают ярко выраженным декоративным эффектом.
Они создают ощущение игры света и тени, у многих вызывая ассоциации с морскими волнами, играющими на солнце. И все же, повторюсь, не стоит ставить эксперимент над своими нервами и оклеивать "крупным пятном" всю комнату.
Пятнистые фоны
Пятнистые фоны представляют собой мелкие перемежающиеся пятна двух или нескольких оттенков и напоминают брызги из пульверизатора. Этот зернистый декор является детищем ХХ века и его применение ограничено современными стилями. Зато такой рисунок может использоваться практически на любой стене.
Правило четвертое: маленькие пятнышки-капельки прекрасно маскируют и скрадывают даже значительные изъяны поверхности.
Они рассеивают световые лучи в самых разных направлениях, скрывая те погрешности, которые остались под ними. Напротив, однотонные обои можно наклеивать только на достаточно ровные стены, иначе будут видны все бугры и дефекты. В подобном случае скрыть недостатки поможет плотная и рельефная фактура обоев.
Однотонные обои
Однотонные обои или обои с едва обозначенным рисунком художественно нейтральны и являются тем фоном, который подчеркивает предметы интерьера, создавая нужную глубину восприятия. В правильно обставленной комнате однотонные обои совсем не кажутся скучными и безликими. Гладкие фоны наилучшим образом подчеркнут выразительность всех предметов обстановки — изящные очертания и скульптурные формы мебели, красоту статуэток, цветочных композиций и живых комнатных растений.
Правило пятое: Если в ваши планы входит дальнейшее декорирование стен — например, вы собираетесь развесить картины, фотографии, украсить комнату декоративными панно или какими-нибудь настенными инсталляциями — то лучше всего выбирать именно однотонные обои.
При этом не особенно важно, о каком дизайнерском стиле будет идти речь. Естественно, для классических интерьеров нужно подбирать обои пастельных тонов, кроме того, их принадлежность к классике может легко обозначить фактура — характерное тиснение, изящные вензеля... Когда же речь идет об авангарде, соответствующую ноту могут внести яркие, броские фоны необычных "химических" оттенков. Напротив, если на обоях уже имеются достаточно четко обозначенные декоративные формы — то они неизбежно начнут конфликтовать с окружающими предметами, и выразительность последних наверняка потеряется. Бывают, правда, случаи идеального совпадения по форме (совсем редко — по цвету) рисунка на обоях и какого-нибудь предмета обстановки. Но это как раз те исключения, которые только подтверждают правило.