«Дом - это последнее прибежище нашей свободы, нашего одиночества и наших грез», - говорил Джо Понти (Gio Ponti). Перенося слова знаменитого архитектора и дизайнера на практику, мы видим его приверженность «свободной» планировке, смешению материалов, вещам ручной работы (Понти высоко ценил ремесло) и сюрреализму: яркие цвета и графические «игры» стали частью узнаваемого почерка Джо Понти.
Идея Домуса
В свое время «дедушка итальянского дизайна» был влюблен в идею строительства домусов - тех самых, которые подарили миру название одного из самых авторитетных архитектурных журналов. Домусы Понти, которые сегодня мы бы называли «типовой застройкой», только снаружи казались типично миланскими. Внутри они были суперсовременными, ведь архитектор выступал за гибкую модульную планировочную систему (Via Randaccio в Милане, 1926). И это правило номер один от Джо Понти - никогда не пренебрегать содержанием.
Все свои проекты Понти оставлял немного незаконченными: он считал, что у интерьера есть право жить своей жизнью, и именно поэтому дизайнер должен оставить немного места «на вырост». Несмотря на то, что к графическим интерьерам Джо Понти было сложно что-то добавить, они все отличались «минималистичностью». Он предпочитал простые геометрические формы, материалы лучшего качества, безупречное исполнение, функциональность помещения, и, самое главное, - открытую планировку.
Традиции в современной трактовке
Джо Понти считал, что при создании «искусственной среды обитания» человека идея «гиперискусства» должна объединять все виды человеческой деятельности. Именно поэтому архитектор так ценил ремесленные традиции. Но при этом Джо верил в то, что будущее и прошлое можно объединить. Итальянские традиции с его легкой руки приобретали новые формы, и эта легкость и стала своеобразным фирменным знаком архитектора.
Джо Понти любил итальянскую Dolce Vita («Сладкую жизнь» ), и несмотря на то, что в его проектах считывался ее «облегченный» вариант, в творчестве итальянского мастера всегда присутствовала техническая экономичность и лаконичная элегантность. И 25-ти метровая комната для архитектора была скорее стандартом, чем роскошью.
Микс материалов
Свои первые два проекта архитектор называл экзаменом по правильному применению материалов. Он любил их перемешивать и часто применял этот прием для создания объема. Так, одним из любимых его материалов был мрамор, и он нередко сочетал его с деревом.
Больше плитки
Джо Понти любил плитку и мог позволить себе ее в любом интерьере. Особенно ему нравилось сочетать на поверхностях из плитки разные графические рисунки. Фаворитами были плиты из мрамора и ромбовидный рисунок.
Оптические эффекты
Керамическая плитка на полу, уложенная под углом в 45 градусов к стене, - один из любимых приемов Джо Понти. Как и эффект 3D: архитектор стал знаменит своими графическим уловками во время достаточно плодотворного сотрудничества с Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti). У дизайнеров даже появился свой собственный стиль - «сюрреалистический неоклассицизм».
Галька для пола
В отеле Parco Dei Principi Hotel Джо Понти использовал гальку для отделки входной зоны, а в вилле в Венесуэле выложил из гальки черно-белый пол парковки. И это тоже стало своеобразным ноу-хау архитектора, весьма смелым для того времени. А сегодня можно без особых усилий повторить это ноу-хау в современных квартирах.
Игра с геометрией
Джо часто обращался к простым геометрическим формам и всегда «рифмовал» их: пол с потолком, стены - с предметами интерьера. И обязательным штрихом был яркий или контрастный цвет: например, дверца шкафа легко могла оказаться зеленой, а у сдержанного на вид кресла появлялась шутливая обивка из коровьей шкуры.
Использование формики
В 1950 году цветной пластик - формика, - был очень популярен. Джо Понти использовал его для отделки кухни на вилле в Венесуэле. Впоследствии формику стали применять в качестве материала для столешницы, но идея пластика как отделочного материала по-прежнему актуальна, например, для гостиной. Формикой можно заменить и обои.
Больше открытости
В частных интерьерах Джо Понти «открывал» гостиную и кухню в сад. Так он наполнял дом воздухом и создавал ощущение простора даже в не очень больших помещениях. В городской квартире объединить можно разве что комнаты, а вот в загородном доме и на даче этот прием отлично работает.