Несмотря на появление на рынке большого разнообразия современных материалов для отделки стен – красок, декоративных штукатурок, облицовочных панелей под дерево и других — обои по-прежнему популярны. C их помощью проще всего изменить привычный образ жилища, заставить интерьер заиграть по-новому.
Из глубины веков
История обоев неразрывно связана с историей бумаги, которая была изобретена, как известно, в Китае еще во II веке до нашей эры. Технология изготовления хранилась в секрете почти полтысячелетия. Лишь в VI веке она стала известна японцам, а позднее — арабам. Арабы стали делать бумагу из пенькового и льняного тряпья на шелковых или волосяных ситах, натянутых на деревянную раму. Этот способ арабские купцы вывезли через Персию в Северную Африку, а оттуда — на юг Европы.
Китайские рисованные обои появились спустя несколько столетий. Они высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов. Образцы старинных расписных обоев и сегодня служат достоянием лучших музеев мира. В Японии прообразом обоев стали плотные бумажные листы, с помощью которых с древних времен перегораживали помещения и завешивали окна.
В Европе на протяжении многих веков копировали китайские обои, но нередко привносили в роспись свои сюжеты. Их раскрашивали вручную по трафаретам или печатали рисунок при помощи манер - особых печатных форм (в Китае они применялись еще в X веке).
В XVII-XVIII веках в странах Западной Европы наиболее популярны были так называемые фальшивые шелка. Производили их так: на грунтованную поверхность бумаги насыпали обрезки шелковых нитей, грунт высыхал, а шелк приклеивался. Создавалась иллюзия тканевого покрытия. Подобные обои украшали дворцы европейской знати, включая Лувр - резиденцию французских королей.
До XIX века обои изготавливают отдельными листами. Идея машины, производящей рулоны, родилась во Франции в начале позапрошлого столетия.
С течением времени улучшается качество бумаги, богаче становится рисунок, и в результате французские обои принимают за эталон. В первой трети XIX века изобретение французов дошло наконец и до России. Под Петербургом была построена первая обойная фабрика. Первым зданием, в интерьере которого преобладали бумажные обои, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820 - 1822 гг. знаменитым архитектором Карлом Росси.
В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, крепящийся к стене. По обе стороны создавалась воздушная прослойка, поэтому дорогие обои меньше деформировались и выцветали. К тому же при генеральной уборке их можно было снять почистить, и, если нужно, заменить холст.
Вплоть до середины прошлого века особенно ценились пестрые обои. Число печатных валов у машин доходило до 25-30. Именно в этом фабриканты конкурировали друг с другом, удивляя публику. Мы же в нашем чересчур динамичном мире обычно предпочитаем более спокойные рисунки и тона, не раздражающие взгляд. Сегодня обои все чаще печатают по мокрому фону, не просушивая грунт перед нанесением рисунка. Это придает узору мягкую акварельную расплывчатость.
Обои украшают жилище, обеспечивая комфорт и уют. Едва ли не главное к ним требование - долговечность. Они должны быть устойчивы к свету и действию влаги. Чтобы получить обои, устойчивые к свету, не выцветающие, применяют органические красители вместо традиционных неорганических. Первый патент на моющиеся обои был выдан еще в 1858 году.
Основа плюс покрытие
Обычно обои состоят из основы и покрытия. Основой называют слой, который соприкасается со стеной или потолком и пропитывается клеем. Она может быть бумажной, тканевой и нетканой, с использованием натуральных и искусственных материалов.
1 - влагостойкие; 2 - моющиеся; 3 - моющиеся особо стойкие; 4 - износостойкие, допускают чистку щеткой; 5 - особо стойкие к чистке; 6 - средняя светостойкость; 7 - удовлетворительная светостойкость; 8 - хорошая светостойкость; 9 - очень хорошая светостойкость; 10 - отличная светостойкость; 11 - произвольная наклейка; 12 - симметричное расположение рисунка; 13 - смещенное расположение рисунка; 14 - каждое следующее полотно разворачивают на 180°; 15 - числитель - высота (шаг) рисунка, знаменатель - величина смещения полотен; 16 - клей наносят на обои; 17 - клей наносят на стену; 18 - самоклеящиеся, смачивают перед наклейкой; 19 - необходим специальный клей; 20 - при ремонте удаляются сухими без остатка; 21 - нижний слой остается на стене; 22 - удаляются увлажненными; 23 - тиснение дублированное, хорошо сохраняется; 24 - обрезают после наклейки с перекрытием; 25 - особо прочные.
Покрытие - это все то, что наносится на основу. При его изготовлении применяют всевозможные материалы и их комбинации: бумагу, волокна растительного, животного, минерального и искусственного происхождения, металл (в виде фольги или пудры напыления), кору пробкового дуба, отходы деревообрабатывающего производства, синтетические полимеры плюс разнообразные краски и лаки.
В советские времена выпускали обои без покрытия в виде рулонов плотной бумаги с печатным рисунком. Это негрунтованные обои. Они быстро желтели на солнце и не обладали водостойкостью. Со временем технология изготовления была усовершенствована, и на поток поставленно производство более долговечных грунтованных материалов. Перед печатью рисунка на основу накладывали грунт. Он защищал бумагу от солнечного света, хотя и не спасал от воздействия влаги. Позже изобретают синтетические полимерные покрытия, благодаря которым обои приобрели водостойкость.
Настенные покрытия, перешедшие вместе с нами в новое тысячелетие, обычно многослойны (то есть на основу наносят сразу несколько покрытий), светостойки, прочны и почти не боятся воды.
Большинство покрытий как отечественного, так и зарубежного производства имеет основу из бумаги. Все мы знакомы с достоинствами этого материала: экологической чистотой и воздухопроницаемостью - стены, оклеенные бумагой, дышат. Общеизвестны и недостатки: водо- и паропроницаемость, малая прочность, высокая теплопроводность и т. д.
Следствием этого являются практические трудности, с которыми приходится сталкиваться при наклеивании бумажных обоев. В процессе работы очевидно, что сделать поверхность ровной чрезвычайно трудно - на ней постоянно образуются пузыри и складки, причем самые большие проблемы возникают при оклеивании потолка.
Расчет количества рулонов обоев с учетом площади квартиры
Обои на бумажной основе популярны помимо всего прочего благодаря своей относительной дешевизне. Однако, стремление людей к улучшению качества и увеличению срока службы настенных покрытий привело к поиску альтернативных материалов. В последние годы в нашей стране появились обои на тканевой и нетканой основе, изготовленные в Европе. Отечественные фабрики такую продукцию не выпускают. Изделия на небумажной основе стоят существенно дороже бумажных аналогов, зато прекрасно держатся на стенах, образуя практически ровную поверхность с едва заметными стыками.
Многочисленные виды основ сочетают с разнообразными покрытиями. В наше время в производстве обоев используют только безвредные материалы: водорастворимые краски и нетоксичные лаки. Благодаря высокому качеству лакокрасочных покрытий, даже самые дешевые обои практически не подвержены выцветанию. Стабильность окраски гарантирована в течение пяти лет.
Еще совсем недавно лакокрасочное покрытие наносилось поверх всех других слоев. Однако сейчас в современных многослойных обоях прокрашивают каждый пласт, чем достигается максимальная светостойкость материала. Если красочный состав нанести непосредственно на основу, он может стать единственным защитным покрытием.
Отдельные виды обоев выпускают неокрашенными. Причем одни не требуют колеровки, а другие могут остаться белыми или, наоборот, по мановению вашей кисти - цветными (это структурные обои под покраску). Для придания блеска и создания необычных эффектов обои покрывают лаком или добавляют в краску специальные компоненты: металлическую пудру (алюминиевую, реже бронзовую), измельченную слюду, перламутр и т. п.
Чтобы сделать покрытие рельефным, кроме традиционного тиснения используют густые пастообразные краски. Для гладкого рисунка применяют жидкие составы. Водостойкость может быть достигнута путем нанесения на поверхность специальных лаков и синтетических полимеров. Для изготовления обоев для детских комнат иногда применяют люминесцентные краски.
Сам себе мастер
Качество и долговечность покрытия стен и потолков во многом зависят от того, какие обои вы приобрели. Однако не меньшее значение имеет и профессионализм исполнителя работ, соблюдение им определенных правил. Важную роль играет выбор подходящего клея - инструкции по применению можно найти и на его упаковке, и непосредственно на рулоне.
Подготовка поверхности - первый и самый важный этап работ. Если ваши стены или потолки раньше уже были оклеены, нужно лишь удалить старый слой, намочив его теплой водой (в воду можно добавить моющее средство или использовать специальную жидкость для снятия обоев).
При первичном оклеивании, поверхность следует предварительно обработать, чтобы она стала ровной, но чуть шероховатой, сухой, чистой и химически нейтральной. Отслаивающуюся краску необходимо удалить, а трещины зашпатлевать. Лучше всего нанести на поверхность слой грунтовки, тогда обои будут крепче держаться и не отслоятся от стен.
Единственное противопоказание для наклеивания - влажная поверхность. Нередко с такой проблемой сталкиваются новоселы, въезжающие в только что построенные дома. Сначала рекомендуется просто подождать, пока стены и потолки окончательно высохнут - оштукатуренные поверхности становятся сухими через шесть недель.
Если же влага не исчезает, можно загрунтовать поверхности слабым раствором обойного клея. Рулоны разрезают на полосы, соответствующие высоте стен или длине потолка. Если требуется стыковка рисунка, необходимо предусмотреть припуски. Сейчас почти все обои производят без кромок, поэтому обрезать по краям ничего не надо.
Для качественного крепления обоев к поверхности нужно приготовить клей в соответствии с инструкцией, равномерно нанести на полосу, и дать ей пропитаться. Время насыщения клеем для бумажных обоев составляет 5-7 минут, для других типов на бумажной основе, в том числе с полимерным покрытием, - 8-10 минут.
Обои на тканевой и нетканой основах наклеивать очень просто: клей наносят не на полотно, а прямо на стену. Полосы при этом не нужно пропитывать, их навешивают в сухом виде. Многие современные обои имеют довольно большую толщину, поэтому соседние полотна стыкуют между собой. Внахлест наклеивают лишь тонкие разновидности, в основном бумажные.
При выборе цвета и рисунка обоев надо обязательно учитывать пропорции помещения. Маленькая комната будет казаться больше, если оклеить стены обоями светлых тонов, однотонными или с мелким рисунком. Большое пространство зрительно уменьшится, если сделать стены темными с крупным рисунком. Низкое помещение зрительно станет выше, если потолок оклеить белыми или очень светлыми обоями.
Автор: Александра Пономарева