Что можно проверить самостоятельно и без помощи специализированного оборудования в системе кондиционирования автомобиля?
Система кондиционирования давно перестала быть прерогативой роскошных легковых автомобилей. В настоящее время это практически стандартное оборудование и устанавливается даже в городские автомобили класса А и В.
Поэтому стоит знать, как выполнить быструю самопроверку системы, которая позволит заметить ее неисправность.
Система кондиционирования автомобиля требует правильного обслуживания. Раз в год систему необходимо подключать к специальному устройству (станции обслуживания кондиционеров), которое контролирует ее герметичность, а также пополняет уровень охлаждающей жидкости (газа) и минерального масла, которым смазывается компрессор кондиционера. Также не забывайте регулярно заменять салонный фильтр (не реже одного раза в год) и фильтр-осушитель системы кондиционирования (раз в два года или после каждого ремонта системы или устранения утечек).
Кондиционер должен работать круглый год – минимум пятнадцать минут в неделю. Это необходимо, помимо прочего, для смазки компрессора минеральным маслом.
Неисправный кондиционер увеличивает расход топлива, не обеспечивая надлежащего охлаждения или удаления влаги из салона автомобиля (что предотвращает испарение, особенно осенью и зимой). Грязный кондиционер – источник неприятных запахов и грибков, являющихся сильными аллергенами.
В жаркие дни всегда полезно открыть все двери на несколько минут, чтобы уравнять температуру внутри автомобиля с температурой на улице. Это снизит нагрузку на кондиционер и позволит ему охладить воздух быстрее.
Одним из типичных признаков неэффективной, неочищенной системы кондиционирования воздуха является неприятный затхлый запах, исходящий из вентиляционных отверстий. Это признак того, что на испарителе кондиционера (установленном под панелью приборов) и в других местах появились опасные грибки. При покупке подержанной машины это означает, что предыдущий владелец вообще не чистил систему.
Еще один симптом – запотевание стекол внутри автомобиля, несмотря на кондиционер. Это означает низкую производительность кондиционера, не заменённый (забитый) воздушный фильтр салона или и то, и другое.
Повышенный расход топлива после включения кондиционера и его неэффективность указывают на то, что система, вероятно, повреждена или протекает, и не хватает хладагента.
После запуска двигателя на холостом ходу, включения кондиционера и установки минимальной температуры подождите около пяти минут. Затем проверьте, чувствуете ли вы приток прохладного воздуха из вентиляционных отверстий. Обычный термометр может упростить задачу, который позволит вам проверить правильность работы кондиционера. Когда установлена самая низкая температура, воздух должен выходить из вентиляционных отверстий через несколько минут, и быть примерно на 10-15°С холоднее, чем температура воздуха на улице. Например, если температура наружного воздуха составляет 30°С, то через вентиляционные отверстия должен выходить воздух с температурой от 12 до 16°С.
Можно попробовать проверить температуру трубок кондиционера. В этом случае будьте осторожны, чтобы не обжечься. В эффективной системе кондиционирования воздуховод, соединяющий компрессор кондиционера с конденсатором, имеет очень высокую температуру, до 100°С; труба между конденсатором и расширительным вентилем должна быть теплой, а труба, идущая от испарителя, должна быть холодной.
Вы по-прежнему можете проверять большие утечки минерального масла самостоятельно и без каких-либо инструментов. Чаще всего они находятся на кабельных соединениях. Иногда используется простой метод покрытия шлангов кондиционера и их соединений мыльной пеной. В случае утечки газа (хладагента) в негерметичных местах пена начинает пениться.
Первичная проверка кондиционера может быть только отправной точкой для его дальнейшей проверки в профессиональной автомастерской. В случае появления неприятного запаха из системы, вы можете продезинфицировать ее самостоятельно простым спреем. Также можно самостоятельно заменить салонный фильтр. Однако это не избавит от необходимости проверять герметичность системы механиком (например, с помощью специального датчика – измерителя герметичности) и подключать систему к профессиональной станции управления кондиционированием воздуха. Также следует помнить, что заправка системы новым хладагентом R1234yf стоит очень дорого – она может стоить 20000 рублей и более.
Система кондиционирования требует профессионального обслуживания один раз в год. Без него она работать не будет и станет источником проблем, большого расхода топлива и аллергенов.