Культ кухонного пространства случился не вдруг и не вчера. Интерес к этой сугубо функциональной территории дома рос адекватно скорости технического прогресса и в последнее время, поспевая за бешеным темпом внедрения высокотехнологических инноваций в жизнь, достиг, кажется, своего апогея. Статус «изнанки», граничащий с положением подсобного помещения, навсегда канул в Лету. Современные кухни все чаще вообще перестают быть частью интерьера, становясь самодостаточными и вполне независимыми.
рецеденты «независимости» уже не единичны: хай-тековская кухня в безупречно классическом интерьере — явление весьма распространенное в сегодняшних архитектурно-дизайнерских реалиях. Втиснуть кухню в рамки единого стилевого решения удается все реже, да и, признаться, желающих все меньше. Золушка превратилась в принцессу, и теперь должна жить по собственным, уже королевским правилам.
Явное стилистическое несоответствие кухни и жилой среды, конечно, можно отнести к излюбленному дизайнерами принципу контраста, но слишком частое повторение наводит на мысль, что исключение стало правилом. В одних проектах брутальные, монументальные, почти целиком выполненные из камня, кухни соседствуют с футуристическими гостиными, достойными съемок в фантастических блокбастерах. В других — стальные, почти космические кухонные поверхности отражают великолепие примыкающих готических столовых.
Интерьерный эпатаж? Нет, настойчивое стремление подчеркнуть целостность и законченность объекта. Добившаяся суверенности, кухня декларирует равноправие между дизайном и функциональностью, пресекая любые попытки расставить приоритеты. Ей чужды компромиссы и несовершенства в каждой ее составляющей — форме, материале или технической оснастке.
Форма как способ визуализации совершенства. Идея, лежащая в основе современной кухни, чудо как проста — ничего лишнего. Следование этому принципу уже лишило множество кухонь открытых полок, прозрачных фасадов, ручек на глухих фасадах и даже навесных шкафов.
Наблюдая эволюцию кухонь за последние пятьдесят лет, выражение «стремление к минимализму» кажется детским лепетом. Страсть к визуальной лаконичности породила экземпляры, где ни руке, ни глазу не за что зацепиться. Сплошь плоскости идеально ровных поверхностей — эстетический образец третьего тысячелетия. Этот продукт, догоняющий по стоимости роллс-ройсы, действительно само совершенство. Ни одной лишней линии или детали — безупречность во всем.
Посвященные знают, что такая эстетская простота дорогого стоит не только буквально. За выверенной, без единого изъяна формой кроются сложнейшие технологии, уникальные материалы и новейшие электронные разработки. Холодной неприступности хай-тековских кухонь можно противопоставить, однако, «живые», открытые модели кантри откровенно деревенского характера. Они-то явно демонстрируют хозяйскую жилку, выставляя напоказ утварь и кухонные мелочи.
Но, пожалуй, наиболее популярны образцы так называемой современной классики, «уживчивые», всегда готовые влиться в общее дизайнерское решение и стать почти неотличимыми от гостиной, столовой или других примыкающих пространств дома. Их часто применяют в квартирах-студиях, объединяющих множество функциональных зон в единое целое. Фасады для такой кухни изготавливают из массива и окрашивают эмалью практически в любой цвет.
Некоторые фабрики предлагают палитру из трехсот оттенков и множество фактур — привычно-гладкие, как зеркало, глянцевые или с необыкновенными визуальными эффектами — с перламутровым блеском или похожие на потрескавшуюся кожу. Естественно, столь широкий выбор позволяет выстроить кухонную среду в колористической гамме, идеально гармонирующей с интерьером в целом.
Кстати, технологии окрашивания мебельных панелей сопоставимы с автомобильными — и качество сырья, и способы нанесения краски очень схожи. Так что по функциональности и прочности роскошные кухонные фасады с эмалью ничуть не уступают своим металлическим собратьям.
Материя первична
Соотношение базовых материалов — дерева, металла и камня — для кухни вопрос концептуальный. Так как современная кухня — это, прежде всего, поверхность, именно материал задает стилистику и, в конечном счете, определяет долговечность.
Металл агрессивно подвинул традиционные материалы,хотя вытеснить их окончательно ему вряд ли удастся. И дело даже не в царапинах, которым подвержены металлические поверхности, и не в «пальчиках», которые нарушают идеальную зеркальность (с этим, как раз, бороться научились). Урбанизированное человечество переживает «дефицит» природы и, естественно, стремится восполнить это. Старое доброе дерево остается в фаворе.
Создатели кухонь, понимая, как сложно выбирать между модой и естественным влечением, совершили чудо. Благодаря новым технологиям, на мировом мебельном рынке появились деревянные кухни, обработанные таким способом, что производят впечатление металлических. Дизайнеры пошли и дальше, сотворив модели, где сочетаются грубая необработанная древесина и хромированная гладь.
Пока ценители новаторского дизайна пребывают в восторге, более консервативные потребители слегка встревожены: добротные классические экземпляры плетутся в хвосте по эксплуатационным показателям.
Действительно, у натуральных материалов по сравнению с искусственными иногда оказывается слишком много минусов. Дерево, как известно, разбухает, деформируется и растрескивается. Натуральный камень слишком гигроскопичен, на нем остаются следы от пролитой жидкости. К тому же поврежденная поверхность, например, в случае скола, реставрации не подлежит.
Чтобы защитить интересы приверженцев натуральных, экологичных материалов, специалисты мебельной индустрии пытаются их усовершенствовать. Пропитки, многослойные лаковые покрытия, каркасные конструкции наделяют деревянные кухонные элементы не свойственной им ранее прочностью, устойчивостью к влаге и перепадам температуры.