Специальные комнаты "ванные", в которых устанавливались наряду с ванной умывальники и даже первые унитазы, появились чуть более полутора столетий назад. До этого времени использовались "ночные вазы" и тазы с кувшинами для водных процедур. В состоятельных домах это "оборудование" было фарфоровым (иногда украшалось, помимо рисунка, и монограммой сиятельного владельца). А в домах попроще — фаянсовым или медным.
С тех пор изменились условия жизни. Менялись с появлением новых технологий и материалы, из которых производилась сантехника, появились синтетические материалы, например, акрил. Но по-прежнему большая часть современного сантехнического оборудования производится из фаянса.
Санфаянс внешне похож на фарфор, но содержит меньше качественных глин. Фаянс порист, впитывает не только влагу, но и запахи, чтобы этого избежать, изделия покрывают глазурью или эмалями (прозрачными, белыми или стеклообразными цветными). И теперь качественный фаянс стоит не дешевле фарфора.
Крупным достижением, качественно изменившим керамические изделия, стала новая технология обжига, гарантирующая эффект грязеотталкивания: капли воды скатываются с поверхности, грязь не прилипает. В то время, как в сантехнике предыдущего поколения, влага растекалась по поверхности равномерно и грязь налипала на стенки. Ни визуально, ни на ощупь это свойство не определяется, его может подтвердить только сертификат или специальное фирменное клеймо.
Помимо распространенного фаянса, для производства раковин ныне используются и другие материалы от камня, до металла и стекла. Появились даже деревянные раковины, еще несколько лет назад бывшие настоящей экзотикой. Использующееся для их производства дерево проходит специальную обработку. Конечно, такая раковина, скорее тонкий дизайнерский изыск, чем сантехническое оборудование: она несравнимо дороже фаянсовой и значительно менее практична. Но красота, как известно, требует жертв, на которые охотно идут некоторые любители экзотики.
Чаще используются деревянные детали в конструкции раковин, в качестве декоративной отделки, в сочетании со стеклом и металлом они дают очень современное "звучание".
Относительно недавно появились новые очень функциональные материалы — "литой мрамор" или "литой полимер". Это измельченный до состояния крошки натуральный наполнитель (мрамор или гранит), прессованный при высокой температуре с синтетическим связующим. Этот материал пластичен и легок, но стоит значительно дороже фаянса.
Из литого мрамора удобно делать моноблоки, когда столешница и раковина представляют собой единое целое. Более усовершенствованная (прочная и долговечная) разновидность литого мрамора — дюралит, изготовленный на основе акриловых смол.
По аналогичной технологии изготавливается и кварцит, основной составляющий элемент которого — стекло. По фактуре и внешнему виду кварцит похож на мрамор, но более разнообразен и интенсивен по цвету.
Внешний облик раковины сейчас может быть самым разнообразным: от традиционных классических вариантов (чаще из керамики) до авангардных моделей и раритетов, созданных в одном экземпляре.
По конструкции и способу установки все модели условно можно разделить на три варианта. Первый - это знакомая с детства раковина-консоль, прикрепленная к стене с помощью кронштейнов. Ныне и она обретает оригинальные формы.
Второй вариант — в обиходе называемый "тюльпаном", когда раковина устанавливается на "ноге", закрывающей коммуникации. До недавнего времени этот вариант был самым распространенным.
Но теперь все чаще встречаются раковины, встроенные в стол или комод. Это сооружение обычно продается в комплекте с зеркалом.
Еще недавно существовало мнение, даже среди профессионалов, что дизайн раковины нельзя существенно изменить, не нарушив ее функций. Но жизнь показала, что это неверно. Так же как и в мебели, в облике раковин, есть свои стили (от классики до авангарда) и свои модные тенденции.
То возникала мода на максимально скругленные, плавные формы, что объяснялось тягой человека к природной естественности, где острые углы встречаются редко. То, наоборот, появляется тенденция к "острым" плоскостям из стекла и угловатым хромированным кронштейнам. Такой, своего рода "экстремальный", мужской дизайн, ассоциирующийся с риском, становится все более актуален в последнее время.
По-прежнему в моде ретро от изысканных моделей модерна начала прошлого века до "примитивных", кажущихся грубыми раковин, навевающих воспоминание о временах, когда пользовались вместо раковин тазами.
Из новых, современных и непривычных для глаза моделей на пике моды сейчас раковины из металла и стекла. Их производят многие известные фирмы. А модели этих раковин часто разрабатываются известными дизайнерами. Эти раковины совершенно отличаются от традиционных фаянсовых, их облик — иногда произведение современного искусства, настолько они нестандартно выглядят и, соответственно, их присутствие совершенно меняет весь облик ванной комнаты. Они, например, способны совсем "раствориться" в пространстве ванной, исчезнуть, став незаметными, на фоне зеркальной стены.
Что касается цветовых решений, то здесь все зависит от материала раковины. Например, подавляющее большинство покупателей керамических раковин сегодня предпочитают универсальный белый цвет, причем так называемый "сияющий белый".
Популярность цветной сантехники падает, возможно, потому, что "увязывание" цветного фаянса в гармоничный интерьер ванной требует определенных усилий и доступен, как правило, профессионалам. В то время как белая сантехника органично вписывается в интерьер любого колорита. Кроме того, можно обновлять обстановку новыми яркими деталями от добавления новых элементов, до полной замены всех аксессуаров (для смены цветовой гаммы в ванной), не меняя при этом сантехнику.