Ни один синтетический материал не способен наполнить дом такой мощной природной энергетикой, как дерево. Прикоснувшись к нему, мы ощущаем ответное тепло, а приглядевшись, находим рисунок: следы годовых колец, расширяясь или уплотняясь, "рассказывают" о событиях и о мире, в котором нас еще не было.
Сегодня тенденция использования натуральных материалов стала особенно актуальной. Как бы ни были красивы и функциональны пластик и алюминий, в интерьере нашего дома они, как правило, плохо приживаются. А вот дерево является как раз тем материалом, фактура, цвет и живое тепло которого создают атмосферу для психологической релаксации.
Сейчас в декоре интерьеров актуальна мебель из натурального дерева в рустикальном стиле. Конструктивно она напоминает предметы простого крестьянского быта: скамьи, грубой работы столы… Часто древесиной, используемой дизайнерами для создания такой мебели, служат старые доски, выброшенные морем или долго пролежавшие на солнце, под дождем. Морская вода слегка обесцвечивает древесину, а дожди и солнце, наоборот, делают темнее, но и в том, и в другом случаях она приобретает потертости, неровные, выкрошенные края и декоративную обветшалость.
Но иногда, чтобы снабдить древесину "биографией", ее можно искусственно состарить. Для этого дерево обрабатывается солью, после чего на ней появляются живописные трещины — как будто этой мебелью пользовались уже несколько веков. Создавая рустикальную мебель, дизайнеры стремятся проявить ее индивидуальность, показать красоту старой древесины, ее историю. Особенно ценится выразительность грубой, почти необработанной фактуры.
Дефекты же не только не скрываются, но и, наоборот, становятся своеобразными оформительскими элементами: трещины, сучки и сколы такую мебель только украшают. Признаки старения дерева тоже становятся своеобразным декором: изъеденное жуками дерево заполняется искусственной пылью, а сверху покрывается специальным составом, защищающим от настоящего гниения.
Мебелью из самого распространенного в России дерева — сосны - сегодня никого не удивишь. Но и этой, такой привычной для нас древесине, можно придать совершенно новый, экзотический вид. По особой технологии прокрашенная сосна приобретает интересную фактуру: прожилки дерева проступают сквозь цветной — черный, зеленый, янтарный или коричневый — фон.
Следует признать, что в России издавна создавались предметы обстановки (главным образом, утилитарные), среди которых встречались совершенные формы, полученные за счет умелого, подчас интуитивного использования их создателями неизобразительных средств художественной выразительности. Особенности "языка" этих предметов, мало заметные для непосвященных, но воздействующие на подсознательном уровне на всех, способных оценить эти тонкости, заключались в продуманном абрисе формы, в гармонии пропорциональных отношений, в ритмах частей, приемах контраста и нюансов, в обыгрывании натуральной текстуры и фактуры материалов, в цветовых соотношениях. В первые десятилетия ХХ века обнаружилось, что именно эти неизобразительные составляющие способны придать предмету особую выразительность.
Необходимо отметить, что значительную часть русской мебели до XVII века, известной сегодня, составляют предметы уникальные, не входящие ни в один типологический ряд и порой не имеющие прямых аналогов в западноевропейской культуре оформления интерьера.
Мебель в рустикальном, или псевдорусском, стиле впервые появилась на международной выставке 1867 г.. в Париже. И в дальнейшем она будет успешно экспонироваться, всегда вызывая неподдельный интерес публики и специалистов. Показательно, что изделия, выполненные в этом стиле, заставили европейцев изменить свое мнение о России и внимательнее относиться к тому, что предлагали русские фабриканты.
На смену бытовавшему тогда на Западе мнению ("Россия — страна имитаций", а ее производители ориентируются лишь на создание копий, лишенных оригинальности) приходит новое отношение, в котором преобладают неподдельный интерес и удивление. Европейские специалисты сразу отметили, что Россия стремится освободиться от чьего бы то ни было влияния и создать свой собственный стиль, основанный на национальных элементах.
Интересно, что в самой России всегда по-разному относились к тому самому "русскому стилю". Одни приходили в восторг, другие довольно скептически оценивали "мебельные фантазии". Остроумные соотечественники считали, что приверженцам нового стиля не всегда удавалось с честью выйти "из борьбы вкуса со стилем".
Европейские специалисты еще в том же 1867 г.. пытались проанализировать "русский стиль". Сопоставляя предметы западноевропейской и русской обстановки, Ю. Лессинг писал: "Наша европейская мебель часто страдает обращением к каменным и бронзовым формам античных образцов.. Собственная природа дерева и его техника редко принимаются во внимание.. Русская мебель полностью выросла из этих условий. Соединения дерева не скрыты искусственной фанеровкой, но, наоборот, им придано особое выразительное значение. Из этого же исходит и вся орнаментика, членения отдельных частей выполнены с полным пониманием простейшей техники, каждый элемент производит впечатление, как будто бы он быстро и легко был изготовлен резцом или на токарном станке". Эти качества автор считал несомненным достоинством русской мебели.
Однако и в XXI веке выясняется, что как бы ни был пластик ярок, прочен и долговечен, только древесина способна стареть красиво и благородно, аккумулируя в себе цвет, тепло и воспоминания. А теплота и мягкий цвет мебели из натурального дерева создают в доме обстановку расслабления и покоя. Независимо от стиля, в котором эта мебель выполнена.
Автор: Наталья Мальцева