Началом тесных взаимоотношений России и Франции можно считать 1050 год, когда французский король взял в жены дочь киевского князя Анну. С тех пор на протяжении многих веков влияние Франции на нашу страну неуклонно росло и достигло апогея в веке XVIII. По образцу Версаля в России разбиваются парки, французские зодчие строят дворцы в Петербурге, а французским художникам доверяют создание "Российской академии художеств".
В гостиных и салонах русской знати звучит французская речь, повара-французы готовят еду, а гувернеры-французы воспитывают отпрысков знатных и не очень знатных фамилий. Столичные и провинциальные модницы заказывают во Франции платья и шляпки, а те, что победнее, копируют французские фасоны. И созданию комфорта, умению внести в обычную обстановку шарм и изящество тоже научили нас французы.
Побывав во Франции, где в то время господствовал стиль барокко, молодой Петр I, пораженный великолепием Версаля, стал строить и обставлять в этом стиле дворцы в Петергофе и Царском селе. Так этот роскошный стиль прижился в России, приобретя некоторые национальные особенности.
Изогнутые ножки, бронзовые детали в украшении мебели, резные зеркальные рамы и спинки мебели, причем в резьбе использовались растительные мотивы: завитки, стилизованные цветы и фрукты. В оформлении парадных залов использовалась позолоченная лепнина, дорогие вазы, гобелены, большое количество зеркал, дорогие ткани. Общий колорит парадный, поистине царский — белый с золотом.
Позже, во времена правления Елизаветы, ветер парижской моды донес до России стиль рококо, названный еще "стилем Помпадур". Мебель, сплошь покрытая сложной резьбой с раковинами и завитушками украшалась позолотой и инкрустациями, ассиметричные ее формы усложнялись избыточным декором: цветочными витыми гирляндами, изогнутыми спинками, вычурными ножками и подлокотниками. Декорировался интерьер зеркалами и фарфором, а в его цветовой гамме преобладали голубой, розовый и бледно-зеленый цвета в сочетании с белым и обильной позолотой.
В эпоху наполеоновских войн популярным во Франции стал стиль ампир, который затем стал моден и в России. Декором стали элементы древнеримского военного снаряжения: копья, щиты, пучки стрел и знамена. А мебель украшалась резными медальонами с изображением батальных сцен, орнаментом из бронзовых накладок на фоне темного полированного дерева.
Как в Древнем Риме опоры столов и ножки кресел делались в форме львиных лап, в виде грифонов и лебедей. Колорит интерьеров стал контрастным: в декоре аксессуаров использовались золоченые орнаменты на черном фоне, а благородный темный цвет мебельной древесины соседствовал с золотистыми тонами тканевой обивки.
Офицеры русской армии везли из побежденного Парижа бронзовую скульптуру, стекло и фарфор, а в Петербурге французские архитекторы возводили дома и дворцы, создавая внутреннее убранство в стиле дворцов Тюильри.
Итак, если Вы хотите создать в своем доме французский интерьер, можно попытаться воспроизвести один из описанных выше исторических стилей, но это будет оправдано, если у Вас просторное жилье с высокими потолками и большими окнами. В противном случае, лучше ограничиться созданием в доме обстановки, проникнутой духом Франции, ведь французы, за исключением тех, что живут в родовых замках, тоже за истекшие столетия существенно "подкорректировали" свой быт. Главное, создавая интерьер во французском стиле, попытаться воспроизвести его изящество и шарм, не пренебрегая комфортом.
Франция, помимо перечисленных выше интерьерных стилей, является родиной и отдельных предметов мебели. Например, низкое и глубокое кресло, называемое "бержер" могли создать только приверженцы комфорта — французы. В него погружаются как в мягкую перину, потому что для его наполнения традиционно использовались морские водоросли или конский волос.
Шкаф для посуды, французы называют его "дрессуар", ставится обычно в столовой и является ее украшением. К фарфоровой посуде французы не равнодушны: она являлась, как мы уже писали, непременным аксессуаром интерьера в стиле рококо.
Полосатая контрастная обивка стульев тоже достаточно характерна для обстановки, а в данном случае в тон полоске подобран и абажур светильника. Раньше абажуры делали из натуральной шелковой тафты, гладкой чуть скрипящей ткани. Теперь чаще используют синтетические практичные материалы, имитирующие натуральный шелк.
Французы всегда славились безупречным художественным вкусом, позволявшим с легкостью соединять, казалось бы, несочетающиеся по цвету и рисунку ткани. И то, что в другом интерьере выглядит как китч, во французском доме обладает шармом новизны и оригинальности, как обивка стульев с полосатыми сиденьями и растительным узором спинки.
С легкостью составляя гармоничные сочетания из разных по стилю предметов мебели, с разной обивкой и колоритом, французы, опираясь на интуицию, редко ошибаются.
О французской спальне следует говорить очень уважительно. Когда-то короли сделали спальню местом приемов, в котором посетители присутствовали за утренним туалетом короля, это считалось знаком особого расположения.
Теперь спальня перестала быть "общественным местом", но по-прежнему она должна быть безупречно обставлена, должна быть нарядной, но при этом очень удобной. Комфорт во время сна — залог душевного и физического здоровья. Об этом практичные французы не забывают никогда.