С начала возникновения человеческой цивилизации, люди стремились выразить свои эмоции в живописи и скульптуре. В начале это были наскальные рисунки и примитивные фигурки из камня. Шли столетия, усложнялся быт, и вот уже египтяне украшают свои дома поделками из слоновой кости и золота, используя реже дорогое серебро. В основном это были изображения древних богов.
Украшать дома скульптурой и лепными барельефами очень любили древние греки. У них существовал культ красоты человеческого тела, а изображения гармонично сложенных людей украшали греческие дворцы, храмы и площади. Расцвет искусства скульптуры приходится как раз на античный период в Древней Греции. До сих пор мы восхищаемся греческими кариатидами, часто имевшими совершенные женские формы и атлантами, поражающими атлетичностью своего безупречного тела.
Демократичные греки не стремились к роскоши в повседневной жизни, поэтому основным декором их жилищ становились небольшие по размеру скульптуры, как правило, копии известных произведений находящихся в храмах, и барельефы — пластины мрамора с высеченными на них скульптурами — на стенах домов.
Римляне сделали скульптуру роскошным украшением интерьера, используя в ней, помимо мрамора, слоновую кость, золото и полудрагоценные камни.
С тех пор скульптура, видоизменяясь в соответствии с эпохой и модой, уже много столетий украшает жилой интерьер. В дворцовых анфиладах — это мраморные статуи и бюсты, а в малометражных квартирах — фигурки людей, животных или абстрактные формы, выражающие фантазию автора.
Материал тоже очень разнообразный — это и традиционный мрамор, гипс и фарфор, поделочный камень и дерево, бронза и чугун, керамика и пластик, стекло и даже бумага.
В каждую эпоху, в разных странах и в разных культурных слоях общества, существовала своя мода на скульптуру, украшавшую жилище. В России дома аристократии начала прошлого века украшали бронзовые вздыбленные кони, а дома разночинной интеллигенции — бюсты философов и писателей. В то же время в купеческих особнячках Замоскворечья очень модны были фарфоровые пастушки и слоники из кости, пережившие больше полувека и осевшие в зажиточных квартирах 50-х годов.
Послереволюционное время нашло отражение в агитационном фарфоре: появились статуэтки пионеров с горнами, девушек-спортсменок с веслом и без него. А еще каждый дом убежденного коммуниста или госчиновника имел бюсты вождей из гипса или бронзы. А в гостиных модных домов в 60-е годы повляется керамика: кувшины, подсвечники, а также резные деревянные изделия: маски, статуэтки.
Со временем возрождения и развития "народных промыслов" совпала мода на богородскую деревянную игрушку, фигурки из Гжели, матрешек. Редкая кухня в последние десятилетия прошлого века обходилась без такого декора.
Позже, с возникновением интереса к культурам и философии Востока, в российских квартирах "поселяются" костяные и бронзовые будды, а современный интерьер с тех пор стал опытным полем, где соединяются стили и традиции. Любители Востока считают, что вещи, привезенные оттуда "лечат" и оживляют интерьер. А также придают ему вкус и особый аромат, как восточные пряности в европейской кухне. Восточный антиквариат на самом деле хорошо смотрится в классических интерьерах на фоне благородного дерева, и, конечно, восточная скульптура очень органична в модных интерьерах в стиле дзен.
Дополняет и украшает классический интрьер и традиционная скульптура: бюст из белого мрамора создает изысканную обстановку в сочетании с темным натуральным деревом стола и светлым фоном стен.
Антикварные интерьеры просто немыслимы без скульптуры, настолько гармонично их украшает старинная бронза и, например, резные деревянные полуколонны с мраморным рисунком полированного дерева.
Деревянная скульптура может быть и абстрактной. В данном случае красота, созданная природой — структура древесины — сама является произведением искусства, художнику остается только оформить творение природы, но и, конечно, вначале увидеть его. Такая инсталляция может украсить современные интерьеры разных стилей.
Образами для скульптур малых форм, используемых в декорировании интерьера, чаше вего служат фигурки людей, животных: лошадей, собак, кошек. Декоративные птицы тоже достаточно традиционный сюжет для скульптуры. Но, в зависимости от стиля интерьера, фигурка может быть выполнена с разной степенью лаконичности.
Так, например, у минимализма свои требования: строгий почти схематичный силуэт, монохромное исполнение, никаких подробных деталей. В таком интерьере на полках из стекла уместны будут редкие фигурки людей из некрашеного резного дерева, черные гладкие птицы, на всем стеллаже одна-две фигурки. Главное в таком интерьере — отсечение лишнего.
А вот те же фигурки птиц, но на фоне картины, светлых стен и белой мебели придадут неповторимый шарм обстановеке в духе модерна.
Респектабельный кабинет украсит черный мрамор скульптуры, который особенно роскошно будет смотреться в сочетании с бронзой канделябра и цветом натурального дерева мебели. Такой кабинет красноречиво расскажет о высоком социальном статусе и здоровом консерватизме хозяина.
С развитием туризма, и интереса к истории, искусству и философии других народов, взаимопроникновение культур становится характерной особенностью нашего времени. Это касается и быта. Но национальные традиции, вкусы и образ жизни, все же накладывают отпечаток на обстановку жилья.
Так, например, французы, как никто, чувствуют красоту мелких деталей и аксессуаров: на каминных полках, стеллажах и столиках их домов стоят замысловатые скульптуры из ракушек, причудливые канделябры, керамические кошки, покрытые цветным лаком. А также фигурки сов, дельфинов и танцовщиц, выполненные из полупрозрачного камня, стекла или бронзы. Кажущееся легкомыслие такого интерьера компенсируется природным вкусом и экстравагантностью владельцев, и в целом смотрится очень гармонично.
Итак, какие бы аксессуары, в том числе и скульптуры, ни украшали ваш дом, важно чувство меры, стиля и ваше художественное чутье. Полагайтесь на свой вкус, и дом ваш обретет индивидуальность и шарм, ведь их создают именно красивые "мелочи".