Говорят, когда что-то разбивается – это к счастью. Для настоящего же художника это не просто счастье, а еще и повод для творчества. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» – писала знаменитая поэтесса. «И делаются современные мозаики» – добавляем мы.
Идея складывать нечто целое из кусочков пришла человечеству не вчера и даже не позавчера – к слову сказать, самое древнее панно, выложенное из разноцветных камней, датируется ни много ни мало третьим веком до нашей эры. Со времен античного мира мозаичными панно выкладывались огромные помещения – дворцы, римские городские бани (термы) и виллы знатных горожан. Как правило, на этих картинах изображались вполне конкретные вещи: сцены из мифов, бытовые сюжеты, иллюстрации к историческим событиям (иногда просто узоры из символов).
Впоследствии в странах Европы эта традиция сохранилась на многие века. Менялись материалы и техники (помимо камня для мозаики стали использовать стекло, смальту, керамику, металл и т. д.), но суть оставалась неизменной: фрагменты мозаики были как бы «пикселями» для создания как можно более достоверной и подробной картинки. Революция пришла, как и полагается всем уважающим себя революциям, в начале двадцатого века…
Гениальная находка Гауди
Бывает так, что направление в искусстве рождается из стечения обстоятельств. Так произошло с Антонио Гауди – самым знаменитым архитектором XX столетия. Свой первый заказ на строительство особняка он получил от владельца керамической фабрики Мануэля Висенса, и именно тогда ему пришла в голову идея собрать во дворе фабрики остатки разноцветной плитки и украсить ими дом. Мозаика получилась столь живописной, что в дальнейшем Гауди стал использовать эту технику постоянно, утилизируя отходы всех барселонских производителей плитки.
При строительстве шедевра всех времен и народов – парка Гуэля, лома потребовалось так много, что его создатели (Гауди и Жужоль) просили рабочих собирать на улицах города все, что только может оказаться полезным для мозаики (осколки битой посуды, бутылок, стекла). Из этого-то «мусора» и были выложены основные мозаичные поверхности в парке, включая знаменитую «скамью Жужоля». Надо заметить, что все это происходило за два десятилетия до того, как пребывающие в вечном поиске абстракционисты Жорж Брак и Пабло Пикассо изобрели новую технику, которую назвали французским словом collage (в переводе – «наклеивание»).
Свиньи в шоколаде
На самом деле некое подобие коллажа можно было встретить на другом конце света еще в незапамятные времена: именно по этому принципу облицованы многие буддийские храмы в Китае и Таиланде. Один из них и вовсе мог бы претендовать на звание самого модного и продвинутого – это храм Ват-Арун в Бангкоке (для его облицовки использовали множество осколков битой фарфоровой посуды, которую местное население пожертвовало на строительство по просьбе самого короля).
В Европе же коллаж поначалу распространился в виде некого философского течения. Появившись на гребне расцвета кубизма в 20-е годы ХХ же столетия, этот подход во многом предопределил все последующее развитие искусства. Отныне картины (а скорее – объекты) стали складываться не просто из кусочков, а из как можно более разрозненных кусочков. Художественная задача поменялась: теперь никто не стремился создавать что-то конкретное. Приклеивая к основе кусочки и обрывки самых разных вещей и материалов, кубисты (а за ними футуристы, дадаисты и сюрреалисты) выходили в своих композициях за пределы реальности, добиваясь чисто декоративного эффекта.
С развитием этого жанра к скромному набору материалов для коллажа (который составляли обрывки газет и обоев, вырезки из фотографий, куски ткани, щепки) добавилась «тяжелая артиллерия» в виде ржавого металлолома, фрагментов скал и т. п. Ярче всего идею коллажа выразил в своем «рецепте создания сюрреалистических объектов» мастер эпатажа Сальвадор Дали: «Надо взять воздушную кукурузу и свиней, червей и рыб, гремящий мотоцикл, 40 литров шоколадного сиропа, вооруженного метлой помощника, еще брюнетку, одетую только в бикини, – и 4,5 метра холста». Неудивительно, что на этом фоне традиционные принципы создания плиточной мозаики не могли не претерпеть изменений…
Все в дом!
Сегодня модные мозаики создаются буквально из всего, что может претендовать на долговечность. Собирать их легко и очень интересно, потому что, как бы вы ни расположили отдельные элементы на поле, хороший результат практически гарантирован. Если вам доведется побывать в Московском театре на Малой Бронной, обязательно рассмотрите появившийся на торце этого здания раритет – забавный коллаж, окружающий вход в художественную мастерскую. Пройти мимо него не засмотревшись просто невозможно, хотя это просто участок стены, покрытый цементом.
Но чего только в этом цементе нет! Здесь и фрагменты разнообразных керамических плиток, и куски стекла, и осколки зеркал, и задорно торчащие прямо из стены носики от заварных чайников, и такие же призывные ручки от «вросших» чашек, и просто осколки битой посуды – и даже стеклянные флакончики от дорогой туалетной воды… И все это выглядит на удивление красиво, выразительно и современно.
Возникает мысль: а не попробовать ли соорудить нечто подобное дома – и своими руками? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в Интернете, если зайдете на специализированные форумы, посвященные домашним поделкам.
Оказывается, составлением мозаик и коллажей из различных «отходов» увлекаются очень многие. Самые любимые темы для «осколочных» фантазий – это цветочные горшки, маленькие журнальные столики, какой-нибудь короб для труб или фартук над кухонной панелью.
Чаще всего самодеятельные художники используют в качестве материала битые плитки (их можно купить или получить задаром в специализированных магазинах): сначала их раскалывают молотком и специальными щипцами на нужные кусочки, затем сажают на клей «Жидкие гвозди», после чего выравнивают с помощью цветной затирки.
Очень популярны также коллажи, составленные из морских ракушек и камушков: они просто отлично смотрятся в ванной комнате. А некоторые мастера (а особенно мастерицы) используют в качестве рабочего материала и более мелкие «детали»: стразы, бусинки, цепочки и даже бисер, воссоздавая у себя на дому филиал китайского кабинета Ораниенбаумского дворца.
Если и вам захочется попробовать себя на таком благодарном поприще, как составление коллажа, не бойтесь комбинировать на одном поле множество разных материалов и техник, ибо здесь предела для художественной фантазии нет и быть не может: главное, чтобы ваш коллаж не рассыпался и не растаял под воздействием времени и природных условий.
Автор: Марина Воронежская