Здание Cooper Union for the Advancement of Science and Art в Нью-Йорке (США) – проект американского архитектора Тома Мейна (Thom Mayne). По словам Тила Брогдена (Teal Brogden) - представителя лосанжелесского офиса компании Horton Lees Brogden Lighting, ответственной за проект, - это здание характеризует продуманный микс из естественного и электрического освещения, в котором как одному, так и второму отведены главные роли.
«Замечательная вещь естественное освещение. Оно постоянно меняет оттенок и интенсивность, в зависимости от погоды, времени суток и сезонов. С другой стороны, электрическое освещение стремится создать константу из теплых оттенков спектра».
По замыслу авторов, концепция освещения разработана таким образом, чтобы, приближаясь к центральной части здания, свет становился все более теплым и интенсивным.
Таким образом, посетители имеют возможность наблюдать изменяющуюся картину освещения, которую характеризуют различные оттенки. Голубоватый естественный свет преобладает на верхних этажах. По мере продвижения вниз, он постепенно смешивается с более теплым электрическим светом.
Дизайнерам по свету удалось воплотить свою концепцию, используя широкий спектр систем освещения, предоставленных всего лишь одним производителем – австрийской компанией Zumtobel Lighting Company.
Атриум и лестницы освещены с помощью систем направленных светильников VIVO и SPIRIT. Для освещения классных комнат, лабораторий, художественных студий, конференц-залов были использованы одноламповые и двухламповые светильники, интегрированные в панели системы отопления и охлаждения, закрепленные на потолке. В помещениях офисов дизайнеры применили светильники SPHEROS, а в лабораториях установили световые полосы RTX, обеспечивающие безбликовое освещение.
Но там, где есть свет, обязательно есть и тень. Эта диалектика была целенаправленно «театрализована» в здании Cooper Union.
Довольно саркастично охарактеризовало этот проект известное издание "New York Times", написав о том, что автор, как и другие архитекторы-радикалы нашего времени, в большей степени заинтересован в темноте, присутствии укромных уголков, где люди могут попасть в беду, быть медлительными или "скрыться" от власти.
Тил Брогден относится к подобной критике с улыбкой, объясняя свое решение тем, что авторы сознательно оставили некоторые участки (например, в области атриумных лестниц) менее освещенными. Когда проект был завершен, клиент поинтересовался, не забыли ли архитекторы заложить там нужное количество света. Дизайнеры объяснили, что такой прием был частью продуманной драматургии интерьера, в котором ярко освещены лишь некоторые части пространства, как на сцене в театре. Остальное – тень.