Кто такой таксидермист? Кто-то с восхищением скажет: «Это художник, который может передать всю красоту зверя». А кто-то с возмущением заявит, что его ремесло - издевательство над трупами братьев наших меньших. Предлагаем заглянуть в мастерскую по изготовлению чучел животных и больше узнать об этой редкой и интересной профессии.
Таксидермия – это целая наука. Отработка специальных навыков требует ни одного года трудоемкой работы. Мастер должен досконально знать особенности анатомии животного, в совершенстве владеть художественными навыкам, и быть подкованным в физиологии и химии.
При помощи таксидермии заядлые охотники могут на долгие годы оставить чучело в качестве доказательства своего охотничьего мастерства. Очень часто чучела становятся экспонатами музеев и элементами различных экспозиций, позволяющих посетителям близко увидеть животное и хорошо изучить его внешний облик, что часто трудно сделать не только в природе, но и в зоопарке.
Понаблюдать за процессом изготовления чучела животного нам удалось благодаря Александру Редрееву, таксидермисту с большим стажем, руководителю частной художественной студии KazWolf.
Чаще всего к нам обращаются за чучелом волка, тем более, в это время года, когда выпал снег и охота на основные виды животных запрещена, остается только волк. К тому же, этот хищник у тюрков считается священным животным. Но в данный момент мы заняты конем, – говорит Александр.
Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру без ошибок.
Это интересный заказ. Я уже работал над чучелами лошадей для “Казахфильма”, еще сделал двух лошадей для музея президента в Астане. Теперь вот этот конь. Его попросил изготовить местный заказчик для музея Караганды. Оговаривалась поза, размер и цвет.
Сейчас уже недостаточно набить шкуру животного стружками, как это делали во времена Петра I. Также недостаточно сделать каркас для чучела, обвить его соломой и «одеть» в шкуру. Подобные способы изготовления чучел недолговечны, их форма постепенно может измениться. Для того, чтобы экспонаты стали анатомически точными и долговечными, используется скульптурный метод. В нашем случае модель была отлита из пенополиуретанапена - манекен получается легкий в обработке и в то же время достаточно прочный.
Изготовление чучела состоит из нескольких этапов: подготовка манекена, подготовка шкуры к сборке, сама сборка, сушка и косметическая отделка изделия. После того, как был изготовлен манекен, идет дальнейшая отшлифовка, подгонка форм.
Чтобы можно было подобраться к животу, манекен переворачивают и ставят на козла для детальной проработки мышц и устранения неточностей.
Александр добавляет пенополиуретан для грудной мышцы, который клеится на монтажную пену.
Параллельно в цеху идет работа над скульптурой двух медведей в позе рабочий и колхозница, которые вместо серпа и молота держат граненый стакан. Композиция так и будет называться: «Памятник граненому стакану».
Эскиз будущего памятника из скульптурного пластилина был одобрен заказчиком.
После того, как был изготовлен металлический каркас и конструкция была залита все тем же пенополиуретаном, начинают вырезать будущую фигуру. И здесь навыки скульптора крайне необходимы.
Для скульптуры используются пластиковые когти, которые отлиты по подобию настоящих.
Во дворе студии стоит большое количество парковых скульптур. Компания кроме таксидермии занимается изготовлением таких вот фигур зверей. В последнее время ими все больше украшают парки, да и любой частник может купить такую скульптуру для своего сада. Цены договорные.
Еще один цех художественной студии KazWolf. Именно здесь, на мой взгляд, происходит все самое интересное. Здесь безликий манекен преобразуется в натуральную копию животного.
Прежде, чем начинать обшивать манекен шкурой, необходимо изучить топографию - расположение шкуры на живом животном. Мастер должен совершенно ясно представлять себе характерные черты поверхностного рельефа, расположения фигуры, складок и т.д. В проведении этой подготовительной работы, кроме живой натуры, могут помочь различные наглядные пособия, фотографии, рисунки. Труднее и в то же время важнее всего безошибочно передать кожный рельеф наиболее выразительных участков головы и конечностей.
Оформление манекена шкурой - последний, завершающий этап работы. Он чрезвычайно важен и в высшей степени ответственен, так как результат всей работы во многом зависит от того, насколько правильно и живо "сидит" шкура на манекене. У студии свои поставщики шкур животных, которые привозят их или с базаров или скотобоен.
Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что шкура у живого зверя никогда не лежит плотно, не обтягивает, а свободно облегает тело, при этом в одних местах тесно прилегает к мышцам и сухожилиям, четко обрисовывая суставы, сплетения кровеносных сосудов и весь подкожный рельеф, а в других - обвисает или лежит складками.
Правильно подготовленная шкура животного должна пройти специальную обработку мытья и процесс обезжиривания, прежде, чем ее можно будет моделировать на манекене чучела. Этой процедуре подвергаются все препарированные шкуры, вне зависимости от того, имеют они загрязненный волосяной покров или покрыты чешуей или пером. Главная цель - удалить соль, в которой шкура была консервирована или выделана, затем убрать жир с мездры, волос, перьев или чешуи.
После того, как была натянута шкура на коня, его переворачивают, чтобы зашить живот.
Сотрудница компании за соседним столом занимается реставрацией ковра с головой. Это шкура, на которой полностью проработана голова зверя.
Только при умелом обращении со шкурой можно добиться правильного внешнего вида животного, динамики в позе и верного экстерьера чучела.
В коридоре я натыкаюсь на готовую фигуру еще одной лошади, она также была создана для музея.
Но в отличие от карагандинского варианта, на ней будет всадник. По задумке заказчика это будет сакский воин, стреляющий из лука.
На фоне готового чучела волка лежат манекены, представляющие собой копию фигур животных в заданной позе. Современные манекены таксидермисты отливают из пенополиурита или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и российскими студиями в Питере и Москве.
После того, как шкура была натянута и зашита, начинается, так сказать, косметический этап.
Разглаживаются все неровности, складки, выгоняется лишний клей из-под шкуры.
Обрезаются нитки.
Расчесывается грива лошади, так как изначально она была вся запутана. При помощи расчески и фена происходит укладка.
Тщательно подбирают соответствующие данному животному искусственные стеклянные глаза. Нужно точно соблюсти размеры, окраску и форму зрачка. Искусственные глаза имеются в продаже в зоомагазинах, их можно специально заказать на фабрике глазных протезов.
Техника установки глаз в чучело сама по себе проста, но главное здесь вовсе не в том, чтобы правильно поставить глаз и уложить на место веко. Вся трудность и искусство заключаются в другом - в умении с помощью искусственных глаз оживить чучело, придать ему живое выражение. А для этого нужно найти ту единственно правильную глубину орбиты, на которую нужно поставить глаз, отыскать верный угол наклона глазных яблок по отношению к голове, не ошибиться в ширине межглазничного пространства, придать глазам именно тот разрез, который характерен для данного вида и отличает его от других зверей.
Для прорисовки мышц шкура фиксируется булавками. В таких местах она должна плотно прилегать к манекену.
Копыта лошади также приводят в порядок, все лишнее удаляют.
У любого животного есть небольшие изъяны на шкуре, возникшие в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы их скрыть, Александр тщательно подбирает краску.
При помощи аэрографа убираются все потертости на шкуре.
Кое-где добавляется шерсть, подкрашивается и сушится.
Лакируются копыта коня.
Работать над чучелом лошади очень сложно. Если взять медведя или кабана, то у них шкура густая и какие-нибудь неточности в работе можно скрыть за счет густоты меха. У лошади шкура тонкая и гладкая - говорит мастер. Готовое чучело стоит примерно миллион тенге.
Чучела средних и крупных животных создавать трудно - тут кроме техники нужны еще художественные способности и умение лепить.
В цеху одновременно происходит несколько работ, все чем-то заняты. Кто-то занимается изготовлением форм манекена, кто-то работает со шкурой. Ведь параллельно выполняется ряд заказов.
Обрабатывается шкура козерога после выделки, идет процесс мездрения.
Мездрение заключается в тщательном выскабливании внутреннего (мездрового) слоя кожи с целью удаления всех прирезей мышц, соединительных пленок, подкожного и кожного жиров.
Тем временем, в соседнем цехе статую медведей покрыли полиэфирной смолой.
А после бронзовой краской.
В это время готовое чучело коня выносят во двор для погрузки.
В дальнейшем его нарядят: наденут на него седло и сбрую, установят на постамент и будет он красоваться в Караганде.