В древности корабль считали живым существом и даже божеством, которое требует жертв. Викинги окропляли свои новые дракары кровью убитых пленников. Народы, принявшие христианство, заменили кровь красным вином — в память о Тайной вечере, на которой Иисус подавал вино апостолам, говоря, что это его кровь. Склонные к суеверию моряки и поныне убеждены, что «судно, не узнавшее вкус вина, узнает вкус крови». Хрестоматийный пример: при спуске на воду «Титаника» о вине забыли, и первый же его рейс оказался последним.
Во времена Великой французской революции многие моряки стали атеистами, но не утратили веры в приметы. Отходя от христианской символики, они заменили красное вино шампанским. Из французских вин шампанскoе — самoе дорогoе, и моряки сочли, что на такую замену корабли «не обидятся». Со временем ритуал перестал быть сугубо флотским, а ассортимент жидкостей пополнился. Так, в 1971 году при вводе в строй первой промышленной газовой скважины на Крайнем Севере (месторождение Медвежье) о вышку разбили бутылку водки «Экстра».
Но чаще всего в ходе инаугурации, копирующего морскую церемонию, все же льется шампанское. Оно устраивает людей самых разных вероисповеданий и взглядов.