Гонки на автомобилях всегда поражали воображение. Скорость и опасность сделали гоночный спорт романтичным и гламурным, а многие технологии и конструкции родились в результате его развития. Современные, но старомодные приплюснутые гоночные автомобили пахнут 50-ыми годами, эпохой машин «Формулы-1», когда модники носили пиджаки с оранжевыми воротниками и башмаки с закругленными носами - все это было разработано специально для гонщиков.
Автогонки не только повлияли на продукты ежедневного пользования, но и, собственно, на гоночные автомобили (неоправданный трюизм). Конструкторы и инженеры постоянно ставят новые рекорды, повышают скорость и управление, маневренность и аэродинамичность. И хотя есть много гоночных автомобилей (и автомобилей вроде суперкаров) собственных разработок крупных автомобильных компаний, основную моду диктуют, конечно же, популярные виды спорта и сама «Формула-1».
Стоит отметить и то, что самые популярные и самые финансируемые типы гоночных автомобилей привели к появлению серьезных инноваций. Некоторые из них дали то, к чему мы уже привыкли даже в повседневных автомобилях - аэродинамичность. Она разрабатывалась с первых дней появления гоночных автомобилей, когда команды обнаружили, что автомобили с гладким и обтекаемыми корпусом рассекают воздух быстрее и быстрее приходят к финишу. И хотя скорость это, конечно, хорошо, меры безопасности тоже пришли непосредственно из автогонок. Когда вы едете слишком быстро, вам нужна надежная защита от повреждений - так появились ремни безопасности, различные клетки безопасности и зоны деформации. Даже распространенные компоненты вроде дисковых тормозов тоже пришли из автогонок.
Автогонки движут автомобильный прогресс, как война - научный.
Дав жизнь бесчисленным инновациям и пищу для лучших умов крупнейших автопроизводителей, автогонки не останавливаются. Инженеры гоночных автомобилей сегодняшнего дня экспериментируют с легкими материалами вроде углеродного волокна, инноваторы пробуют альтернативные виды топлива и системы силовых установок для гоночных автомобилей совершенно нового типа, которые принципиально отличаются от машин, гоняющих на трассах в Талладеге. Сложно сказать, когда все эти идеи выйдут на большую гоночную тропу, но 5-й ежегодный автосалон в Лос-Анджелесе показал много вкусного из мира гоночных автомобилей будущего.
И многие видные инженеры, конечно же, взяли все это на заметку. Что ж, давайте посмотрим, о чем грезят автогонщики настоящего. Как гоночные автомобили будут выглядеть к 2025 году?
Цель автосалона в Лос-Анджелесе - освещение инноваций и воображения автомобильных дизайнеров всего мира. Состязание стало частью ежегодного автосалона, превратившись в профессиональную конференцию для дизайнеров от мира авто. Это отличный шанс для людей, которые буквально мыслят формами, обсудить, как будут выглядеть автомобили, обменяться опытом и показать себя.
На пятом состязании команды Audi, BMW, General Motors, Honda, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Toyota и Volkswagen представили свои проекты гоночных автомобилей для 2025 года. В отдельных случаях дизайнеры не только показали новый автомобиль, но и изобрели гоночное авто заново.
Дизайнеры из Audi представили гоночную трассу с округлыми подъемами и туннелями, которые позволили бы автомобилям пропускать кого-либо, двигаясь по потолку. Команда Mazda посвятила серию электромобилям, а General Motors показала серию гонок эко-триатлон. Команда Honda пошла дальше, раздвинув горизонты пространства и времени, представив, что гонщикам нужно обогнуть земной шар за 24 часа по земле, воде и воздуху - и все на одном транспортном средстве. Команда Volkswagen предложила достаточно простую трассу Baja, но внесла условие: на все про все не больше 37,9 литра топлива. Toyota не стала менять правила гонок Ле-Ман, но показала автомобиль, способный разгоняться до 563,3 км/ч, изменять форму для оптимального управления и использовать виртуальную реальность, способствующую нелегкому водительскому делу.
И хотя команды были созданы из работников самых разных автопроизводителей, у каждого из них есть определенный опыт в гонках. Самый глубокий, пожалуй, у Mercedes-Benz, на автомобилях которого гонщики катались весь 20 век. Небольшие компании вроде Mitsubishi тоже добились уважения на ралли-поприще, ну а General Motors уже оскомину набили на американских треках.
Проекты, которые команды довели до состязания на автосалоне в Лос-Анджелесе, были настолько же разнообразны, насколько автомобили компаний, предоставивших их. Однако общие темы были. Несмотря на разные подходы и разные направленности концептов, все команды тщательно задумались над материалами, альтернативными видами топлива и двигательными установками.
BMW продумала идею альтернативных материалов глубже остальных: BMW Hydrogen Powered Salt Flat Racer должен быть собран из клеток барбекю и нефтяных бочек. Audi начала с того, что оснастила автомобиль гибкой рамой, чтобы тот стал более подвижным в буквальном смысле. Toyota установила фотоэлектрические панели, которые могли бы дать автомобилю дополнительную энергию по необходимости.
Mercedes-Benz и General Motors объединили уникальный материал с альтернативными двигателями. Mercedes-Benz использовала кожу, которая собирала бы солнечную энергию для питания автомобиля; у него также был гигантский парус для использования энергии ветра. Chaparral Volt в исполнении GM использовал бы солнечную энергию, гравитацию, турбины и устройства захвата импульса для победы в гонке.
Ко всему этому Audi предложила использовать в качестве топлива водоросли, а BMW и Toyota обошлись водородом. Автомобиль Mazda был бы электрическим, а гонщик Volkswagen ездил бы на машине с биотопливом.
Некоторые из этих технологий более целесообразны, чем остальные. К примеру, водородные автомобили уже существуют, технологии для электромобилей постоянно совершенствуются, как минимум открывая путь двигателям на этой основе. Другая начинка, вроде авто Honda, который должен легко переключаться для передвижения по воде, земле или воздуху (и где топливо остается загадкой), гибкая рама Audi или барабаны-колеса BMW, похожа на шутку. Зато с уверенностью можно сказать, что в 2025 году на дорогах будут совсем другие болиды, чем сегодня.