Если провести стилистическую классификацию, то обнаруживаем огромное количество размышлений и вариаций на темы классики, неоклассики, Рима и Греции, Любование патиной времени и нарочитой подчас «древностью» нового антиквариата. Отпустить поводок фантазии удается не всем. Но отсылки к Баухаузу, Макинтошу или даже Дали встретить можно.
Основная прелесть металла – в удивительном сочетании тонкости и прочности. «Цепочки», «драпировки», «шнурки» и «кружева» задают не только красивую линию, но и оставляют вокруг себя воздух. Благородную простоту и аристократическую отточенность наполовину придает металлическим фантазиям сам материал. При этом металл – не эгоист. Он дружественно настроен к тканям. Контраст между двумя столь несхожими материалами подчеркивает лучшие качества каждого из них. Пологи и балдахины над кроватями, мягкие чехлы и подушки, привязанные к стульям или положенные на кресла, накидки и другие «одежды» для металлических элементов добавляют мужественному материалу романтики и женственности.
Стеклянная мебель уже никого сегодня не удивляет, обрамление стекла металлом – тоже не новость. Но если предлагается рваный металл с грубой фактурой и сложной формой или целая бронзовая скульптура, а не просто опора чайного столика, то оба материала обретают авангардный характер, а столик становится произведением искусства.
Камень вводится при помощи металла даже в спинки кроватей. Остроумная находка – подсветка тонких срезов алебастра со стороны стены. Кровать со встроенным ночником – это забавно и удобно. Неожиданные интересные ракурсы при общении с кованым металлом находят для себя кожа, дерево, даже пластик.
А порой кованый металл играет аккомпанемент и делает это скромно и достойно. Ножки и подлокотники мягкой мебели, элементы декора в традиционной деревянной мебели, не говоря уж об исторически сложившейся связи с хрусталем, свечами, часами, каминами. Кажется, уже все известно о карнизах и их завершениях, но окрашенные металлические сердечки, звериные головы, цветы, напоминающие о романтике средневековья, вносят в устоявшуюся форму новые оттенки. Металл не сдает своих позиций и в светильниках, изобретение принципиально новых материалов.
Модная плетеная мебель также позволяет металлу служить каркасом или конструктивной основой и не проигрывает от этого сотрудничества. Металл вносит устойчивость и весомость – плетеная фактура добавляет тепла и уюта. Металл позволяет себе расписные брошки или чеканные вставки в спинки кроватей. Иногда его присутствие сводится к небольшим фрагментам и сдержанным линиям, но подчеркивает фактуру – дерева, ткани. Да и сам собой он может вести диалог на разные голоса. Зеленоватая платина бронзы, блеск золота, чернота чугуна – все сегодня имитируется весьма убедительно, играет на нюансах, добавляет интерьеру красок.
Особого разговора заслуживает многообразие металлических фактур – от позолоты под лаком до имитации последствий космической аварии. Гравировка, чеканка, литье сохраняют ощущение прикосновения к поверхности множества рук. Возможность сочетания «неправильностей» и «шероховатостей» с нынешней высокой технологичностью и компьютерной сборкой – отличительная черта кованой мебели. Причем баланс этих составляющих может быть различным: от мебели дорогой, полностью выполненной вручную скульпторами и дизайнерами на заказ, — до недорогой, сделанной из гнутых готовых профилей, но не теряющей своей индивидуальности.
Металл удивительно уместен в, казалось бы, взаимоисключающих стилях. В виде двутавра он подойдет для «промышленного» интерьера, в облике «древних» накладок – для традиционной рустованной мебели. Он авангарден и классичен, спокойно относится к любым требованиям формы и дизайна. Ему по силам любой масштаб и размер элемента – от крошечной детали до целого гарнитура. Маленькие односпальные кроватки, небольшие ночники, крючки и вешалки умилительны и чудесным образом вписываются в любую обстановку. Металл послушно выполняет все пожелания художника, умудряясь оставаться самим собой. И в этом его сила.
В общем, едва даже самые рачительные хозяева избавились от последних представителей «породы» оцинкованных кроватей и литых тумбочек, как неугомонные дизайнеры снова подняли этот вид мебели на щит. Им все мало! Но и нам, оказывается, не хватало многих качеств, приносимых в наш интерьер металлом. Полузатонувший парусник, обломки рыцарских лат, окаменевшая струя воды или застывшая фигурка, отлитые из бронзы, могут, оказывается, быть не только безделушками, но и нести утилитарную нагрузку – например, в качестве опоры столика. Кованые «драпировки» на люстрах не загорятся, каллиграфические росчерки металлических нитей не разогнуться и не сломаются.
Кованый металл – это овеществленная стабильность, долговечность. Это модно и престижно, но это и просто красиво. Причем свойства изделий передаются интерьерам, их вместившим. И вот уже сами жилища и общественные заведения, рискнувшие впустить металлических гостей, несут в своих образах пластичность, солидность и вечную молодость.