Дерево сначала ненадолго покинуло наши жилища. Бревенчатые стены уступили место кирпичным и панельным. Деревянная мебель потеснилась перед металлическим и стеклянным хай-тек. Потом началось обратное движение — и дерево стало уверенно и массово возвращаться к человеку. Особенно в интерьере.
Интерьер отражает ценности и идеалы своего времени, сменяясь каждые 15-20 лет. При нынешнем разнообразии стилей, когда направления сосуществуют одновременно — ассоциации на тему исторических стилей и хай-тек, минимализм и стиль кантри, возможно и допустимо все, причем в самых неожиданных сочетаниях, и успех творческого поиска определяется лишь мерой вкуса и талантом дизайнера.
Судьба дерева в интерьере необычна. Вначале, ассоциирующееся с крестьянскими избами и считавшееся потому простонародным, оно всячески «маскировалось» — использовались портьеры на стенах, обивка стен различными тканями, отделка камнем, разнообразными экзотическими материалами, например, слоновой костью и янтарем. Во второй половине 19 века, после обозначившегося к 40-м годам распада единого стиля, когда архитекторы стали использовать приемы и принципы различных художественных направлений, становится особенно заметной экспансия дерева в интерьер. Исчезла сквозная стилистика жилища, появились залы в греческом духе, курительные и ванные в «мавританском вкусе», столовые в характере ренессанса, библиотеки, подражающие «кабинету Фауста»... И дерево предстает во всем своем блеске, в стилевом, видовом и функциональном разнообразии — кессонированные потолки, паркеты, панели на стенах со встроенной мебелью.
Привилегия богатого дома — деревянный камин, украшенный резьбой, в этом случае художественная функция явно доминирует над утилитарной. Для библиотек и кабинетов характерен принцип встроенной мебели — шкафов и полок, угловых диванчиков и полочек, объединенных с панелями единым карнизом и образующих единое целое с дверями в виде порталов. Тенденция к блокированию мебели проявлялась и позже — в эпоху модерна — в объединении ряда предметов в пределах отдельной зоны помещения, в появлении предметов мебели, соединяющих несколько функций дивана, фланкируемого шкафчиками, иногда с открытой полкой и зеркалом над ними.
Принципы встроенной мебели и блокирования полностью оправдывают себя в современных квартирах. Сегодня дизайнеры предлагают удачные разработки этих приемов организации пространства.
Для исторических интерьеров было характерно заполнение деревянных рам, будь то панели на стенах или филенки дверного полотна, различными материалами — кожей, мрамором, тканями. Возвращение к этому приему также кажется интересным и перспективным.
Современные технологии обработки дерева позволяют использовать в качестве выразительного средства не только текстуру и природный цвет ценных пород дерева, но и значительно расширяют спектр декоративных возможностей за счет тонировки и окраски.
Для отделки пола в наших домах, в силу природных условий, дерево незаменимо.
При всем обилии новых материалов и технологий, способствующих обновлению привычных вещей и появлению новых, дерево — порой вытесняемое, порой конкурирующее с другими отделочными средствами — неизменно остается самым естественным и органичным человеку, является «материалом материалов», в значительной степени определяющим нашу художественную традицию, стиль современного российского интерьера.