Декор интерьера и идеи для дома

Жизнь в стиле. Игра в барокко

13.01.2011

Жизнь в стиле. Игра в бароккоУж сколько раз твердили миру, что роскошь навсегда ушла из обихода, что если ты хочешь идти в ногу со временем, то будь добр — прими как данность царство минимализма, простых форм и цветов, а если уж очень хочется блеска, то пусть это будет холодный блеск стекла и металла. Но человек — существо иррациональное. Рано или поздно ему становится неуютно среди прямых углов и правильных линий.

Если вас постигла такая незадача, — вам прямая дорога в объятия классических стилей. И апофеоз причудливой роскоши, соединяющей несоединимое, сводящей воедино противоположности, создающей иллюзию вечного движения — это, конечно же, барокко.

Тяжелый камень притворяется тончайшей тканью, живопись — скульптурой, архитектура, как нигде и никогда, соответствует своему определению — "застывшая музыка". Барокко — это декоративность, пышность, замысловатость, текучесть, порыв, артистизм и одновременно — величие.

Витые колонны, причудливо изломанные карнизы, мебель из ценных пород дерева, с изогнутыми поверхностями, сверх всякой меры изукрашенная резьбой, инкрустированная серебром, медью, перламутром, черепаховыми щитками, обитая шелком и бархатом. Стены, задрапированные дорогими тканями или отделанные венецианской штукатуркой. Плавные изогнутые линии, насыщенные цвета и позолота. Главный "закон", диктуемый эстетикой барокко, можно сформулировать следующим образом: никаких прямых линий, чем причудливее, тем лучше. Ничего статичного, однотонного, незаметного.

Немногим придет сегодня фантазия сделать весь дом в стиле барокко, да и средства на подобный эксперимент, скажем прямо, есть далеко не у всех: это по определению — дорогой стиль, призванный продемонстрировать богатство и престиж владельца. Однако в том-то и прелесть барокко, что оно, как ни один другой стиль, располагает к игре. Достаточно поставить большое зеркало в причудливой раме, установить камин с барочным порталом, оклеить стены обоями с типичным рисунком или задрапировать окна портьерами из тяжелой жаккардовой ткани с кистями и бахромой, чтобы в вашем доме поселился дух барокко. При этом он совершенно спокойно уживется и с элементами хай-тека, и с этническими мотивами. Ничего удивительного.

Любимое детище исторического барокко — кунсткамера: собрание различных диковин и причуд — человеческих и природных. Так почему бы расшитому шелку не соседствовать со стеклом и металлом, а резному комоду с минималистическим светильником?

Производители товаров и материалов для интерьера чутко отреагировали на всеобщую усталость от прямолинейности и бедности форм. Очень показательной в этом смысле стали крупные интерьерные и строительные выставки, прошедшие в начале этого года в Париже, Франкфурте, Кельне: едва ли не у каждой фабрики, производящей мебель, текстиль, обои и даже кафель, нашлась коллекция, стилизованная под барокко.

Причем этот причудливый стиль получил необычные интерпретации, вполне соответствующие его духу. Что вы, например, скажете о плитке для ванной комнаты, украшенной барочным узором, выполненной в глубоких, но сдержанных тонах, благодаря которой ванная становится похожей на будуар великосветской жеманницы? Именно такую коллекцию представила немецкая компания STEULER. А коллекция обоев Scala от ULF MORITZ — где по однотонному полю насыщенного цвета пущен огромный — во всю стену — рисунок, то рельефный, то золотой? Чтобы удешевить производство мебели a-la барокко, в которой самый дорогой и трудоемкий элемент — резьба, некоторые фабрики стали производить мебель из древесной массы. Конечно, убежденным сторонникам подлинного антиквариата такая подмена не по вкусу. Хотя заметить ее способны лишь знатоки, и то при ближайшем рассмотрении. Поэтому если подобные "идеологические" предрассудки вам чужды, и вы хотите просто создать в доме соответствующее настроение, смело занимайтесь стилизацией. Впрочем, для истинных ценителей стиля существует продукция таких фабрик как CHELINI: никаких суррогатов — используется только массив дерева. Чтобы достичь конечного результата, мастер-резчик делает более двадцати "подходов" — именно так рождается настоящая барочная мебель.

Как известно, расцвет барокко пришелся на царствование французского Короля-Солнца — Людовика XIV. Именно его министр финансов Кольбер охарактеризовал как "государя, не признающего иных границ, кроме собственной воли". Абсолютная монархия давно ушла в прошлое, жизненные обстоятельства рисуют для нас множество разнообразных границ. Но если вы хотите, хотя бы приходя домой, чувствовать себя властелином, вольным играть с пространством как ему заблагорассудится, не оглядываясь на моду и чужие мнения, сыграйте в барокко.

Мария Говорова




Сохранить в: